Туристический портал
  • Главная
  • Индия
  • Оис леонид демин. В сердце Балтики взорвется бомба? Краткая история судна

Оис леонид демин. В сердце Балтики взорвется бомба? Краткая история судна

Демин Леонид Александрович

Барканова Л. А. Гидрограф Леонид Демин - исследователь дальневосточных морей // "Камчатка: события, люди" : материалы XXV Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. – Петропавловск-Камчатский, 2008. - С. 20-24.

Среди ученых-моряков имя доктора географических наук, профессора, контр-адмирала-инженера Леонида Александровича Демина занимает достойное место.

Леонид Александрович родился 17 мая 1887 г. в г. Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области в семье служащего. Отец — Александр Николаевич Демин служил на железной дороге, мать — Агриппина Николаевна Демина занималась домашним хозяйством и воспитывала детей. До 1906 г. Леонид Александрович учился дома, в 1906 г. поступил в подготовительный класс Козловского коммерческого училища, затем после 3 класса перешел в гимназию. Учился на «отлично» и с ранних лет мечтал стать ученым моряком-путешественником. «Моими любимыми книгами в тот период жизни были описания различных морских путешествий. Поэтому, когда в 1913 году в связи с тяжелым материальным положением семьи после смерти отца мне пришлось начать самостоятельную жизнь, я пошел плавать на суда торгового флота с тем, чтобы заработать средства и продолжить образование уже по морской специальности» (1).

В 1914 г. Леонид Демин поступил в Херсонское училище дальнего плавания. До 1917 г. летом плавал на судах торгового флота, а зимой занимался в училище и давал частные уроки гимназистам по математике, физике и немецкому языку, зарабатывая средства для своего существования.

21 марта 1917 г. он окончил училище с большой серебряной медалью, уже в мае был призван во флот, зачислен гардемарином в школу мичманов военного времени и назначен на должность вахтенного начальника на крейсер «Аврора». Вместе с его командой принимал участие в Октябрьской социалистической революции. Затем в должности штурмана участвовал в ледовом походе кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Петроград. В 1918 г. был переведен в Гидрографическое управление, плавал на гидрографическо-исследовательских судах. В 1918-1919 гг. учился в штурманском классе Соединенных классов специалистов командного состава РККФ, после окончания которых в 1920 г. был назначен командиром ГИСУ «Орел».

Когда в 1920 г. возобновились прерванные в 1914 г. в связи с начавшейся первой мировой войной занятия в Военно-Морской академии, Л. А. Демин стал слушателем первого набора (всего 5 человек) гидрографического факультета. Перед факультетом были поставлены задачи: «готовить лиц, умеющих самостоятельно ставить и решать вопросы по исследованию морей, а также руководителей штурманского дела, которые смогут разобраться во всех технических его сторонах» (2, с. 155).

Еще учась в академии, Леонид Александрович в начале 1924 г. получил от начальника Управления по обеспечению безопасности кораблевождения Дальнего Востока (УБЕКО ДВ) известного гидрографа-геодезиста Бориса Владимировича Давыдова приглашение приехать к нему после окончания учебы работать на Тихий океан, где разворачивались огромные по размаху гидрографические работы. В 1924-1925 гг. Гидрографическое управление составило первый пятилетний план гидрографических работ, утвержденный Госпланом СССР, в котором было положено начало систематическому обследованию морей Советского Союза. Однако во многих районах систематическое обследование еще не выходило за пределы морской описи. Особенно это относилось к малообжитым районам Дальнего Востока. Причиной тому была слабая материально-техническая база, недостаточная мощность экспедиционных подразделений и отсутствие развитой геодезической сети.

Зиму 1924-1925 гг. Демин работал в УБЕКО ДВ непосредственно с Б. В. Давыдовым в качестве его помощника по гидрографическо-штурманскому делу. Борис Владимирович с большим увлечением рассказывал о морской съемке, которой он посвятил много лет жизни, и Демин многому у него научился.

Весной 1925 г. Дёмин занимался восстановлением навигационных ограждений Амурского лимана, уничтоженных во время интервенции японцами. За успешно выполненные работы приказом по РККФ № 498 от 1925 г. ему была объявлена благодарность (1). Летом 1925 г. Леонид Александрович руководил гидрографическими работами по съемке и промеру бухт на побережье Японского моря. Было определено 10 астрономических пунктов, для чего сделаны специальные хронометрические рейсы между основными пунктами, расположенными во Владивостоке, в заливе Ольга и Николаевске-на-Амуре.

В ту же кампанию осенью по совету знаменитого ученого-гидрографа Ю. М. Шокальского были произведены гидрологические разрезы в заливе Петра Великого по меридианам 131°, 132°, и 133°, на которых в дальнейшем должны были производиться сезонные наблюдения. Весной 1926 г. эти наблюдения были повторены на тех же разрезах, а летом и осенью несколько раз производились на сторожевом корабле «Воровский» по параллелям через все Японское море (3, с. 166).

В мае 1926 г. Демин был откомандирован в Пулковскую обсерваторию для прохождения специального курса по подготовке руководителей астрономо-геодезическими работами в гидрографических экспедициях и отрядах.

«Таким образом, с 1918 г. по 1928 г. мне удалось получить высшее гидрографическо-штурманское и астрономо-геодезическое образование, пройдя наиболее высокую профессиональную школу, какая существует в нашем государстве» (1).

В марте 1928 г., после успешной защиты диплома, Демину присваивают ученое звание гидрографа-геодезиста, и он снова едет на Дальний Восток, получив должность начальника гидрографическо-штурманского отдела УБЕКО ДВ (1).

Летом 1928 г. из Ленинграда во Владивосток приезжает начальник Океанографической экспедиции Академии наук СССР и Гидрографического управления Л. Ф. Рудовиц. На эту экспедицию было возложено производство гидрологических разрезов в Японском море, и для этой цели командованием выделяется сторожевой корабль «Воровский». Демин принимает участие в экспедиции в качестве помощника Л. Ф. Рудовица. Под его руководством гидрологическими разрезами по параллелям была покрыта вся северная часть Японского моря от параллели м. Поворотного до Амурского лимана. Погода благоприятствовала работам, и удалось выполнить много гидрологических станций. Затем осенью эти работы Демин продолжит на сторожевом корабле «Красный вымпел» в южной части Японского моря.

В 1929 г. перед УБЕКО ДВ была поставлена задача произвести гидрографические работы в Беринговом море от залива Корфа до м. Дежнева и в ряде районов Охотского и Японского морей, т. к. к этому времени выяснилось, что карты Охотского и Берингова морей, составленные по материалам гидрографических работ XIX в., имели большие расхождения в положении береговой черты и глубин, ввиду несовершенства технических средств и методов, которыми ранее велась морская съемка. Эти карты совсем не удовлетворяли требованию безопасного плавания, поэтому имелась настоятельная необходимость возобновить прерванные в 1921 г. работы по морской съемке Берингова моря.

Командованием флота для возобновления работ по морской съемке Берингова моря на кампанию 1929 г. был выделен сторожевой корабль «Красный вымпел» и сформирована Гидрографическая экспедиция УБЕКО ДВ. Леонид Александрович был назначен начальником экспедиции. «29 мая вышли из Владивостока и 7 июня пришли в Петропавловск-на-Камчатке. По пути в Японском море был выполнен ряд заданий по маячному строительству, а в Охотском начато производство гидрологических и метеорологических наблюдений, определение течений при помощи бросания бутылок» (1). В Петропавловске за время стоянки были произведены астрономические и магнитные наблюдения, пополнены запасы угля и пресной воды. 15 июня вышли из Авачинской губы на север вдоль берега с попутным промером, 20 июня пришли в залив Корфа и приступили к морской съемке. «Работа была для меня новой, и я, руководствуясь инструкцией Б. В. Давыдова, сразу же начал ходить близко от берега. Корабль дважды садился на мель, на своем примере показав, насколько опасно плавание в малоизученных водах» (1). К 22 июля была закончена морская съемка берегов Корфа и зал. Олюторского от м. Ильпинского до м. Олюторского. Но вскоре экспедиция вынуждена была вернуться в Петропавловск, так как «Красный вымпел» должен был идти на Аляску в связи с перелетом самолета «Страна Советов» из Москвы в Америку.

А Леонид Александрович на пароходе Совторгфлота вместе с другими членами экспедиции вышел на Командорские острова, где за время с 10 августа по 28 сентября был обследован съемкой и промером Никольский рейд и северо-западная часть о. Беринга. 28 сентября «Красный вымпел» пришел с Алеутских островов на о. Беринга, забрав экспедицию, вышел в Петропавловск. Погода в это время года стояла штормовая, продолжать работы не имело смысла, и из Петропавловска пошли во Владивосток, куда и прибыли 19 октября (3, с. 117). По возвращении из этой экспедиции и доклада в Совете Народных комиссаров о состоянии гидрографических исследований Берингова моря Демин в мае 1930 г. был назначен начальником вновь сформированного Отдельного гидрографического отряда Дальнего Востока. В этой должности ему удалось развернуть на Дальнем Востоке гидрографические работы большого масштаба:

1) в 1930 г. специально организованными триангуляционными партиями было начато проложение основного ряда триангуляции 2-го класса по побережью Японского моря как основы для систематической описи этого моря;

2) в 1930-1933 гг. продолжена топографическая съемка и промер большинства бухт Берингова моря, Анадырского лимана, Авачинской губы и нижнего течения р. Камчатки от устья до с. Ключи;

3) в 1932 г. была закончена опись нижнего течения р. Амур от г. Хабаровска до г. Николаевска-на-Амуре;

4) в этом же году были начаты гидрографические работы в зал. Петра Великого;

5) в 1930-1933 гг. произведена морская опись всего западного и северо-западного берега Берингова моря и Берингова пролива от бух. Карага до с. Уэллен.

«На мою долю выпало счастье довести эту историческую географическую работу до конца: положить правильно на карты северо-восточные берега Азии, производя морскую съемку от бухты Карага до мыса Дежнева», — напишет впоследствии Леонид Александрович в своей автобиографии (1).

Для дальнейшего изучения морей Дальнего Востока в более широком масштабе Отдельный гидрографический отряд был переформирован весной 1934 г. в Гидрографическую экспедицию Тихого океана с подчинением Гидрографическому отделу ТОФ, и в апреле 1934 г. Демин был назначен начальником экспедиции. Под его руководством экспедицией были выполнены следующие гидрографические работы:

1) в 1934 г. впервые в истории гидрографии на Дальнем Востоке была произведена аэрофотосъемка береговой линии зал. Петра Великого и северо-западного побережья Японского моря (4, с. 102);

2) в 1935-1936 гг. произведена систематическая гидрографическая опись западного берега Японского моря от зал. Петра Великого до Амурского лимана и о. Сахалин до параллели 50° с. ш.;

3) в 1935-1937 гг. произведена систематическая гидрографическая опись Амурского лимана;

4) в 1937 г. было начато детальное картографирование на основе триангуляции п-ва Камчатка со съемкой берега методом аэрофотосъемки и промером эхолотом.

К концу 1937 г. удалось закончить опись советского побережья Японского моря (1). «За 12 лет руководства гидрографическими работами на Дальнем Востоке Демин написал 8 подробных технических отчетов о выполненных работах, из которых каждый стоит иной научной работы» (из аттестации за 1944 г.) (1).

Произведенные в 1929-1937 гг. военными гидрографами под руководством Л. А. Демина исследования позволили устранить все несоответствия в положении береговой черты дальневосточных морей, ранее имевшихся на картах, и издать по результатам проведенных работ новые карты.

В связи с развитием мореплавания и усилением экономических связей с зарубежными странами в 30-х гг. ХХ в. одной из важнейших сторон деятельности Гидрографической службы ВМФ стало издание лоций. Новые морские карты, составленные по результатам работ, проведенных в экспедициях, заметки, собранные во время плавания в Беринговом море, послужили основным материалом для написания Л. А. Деминым «Лоции Берингова моря. Ч. 1. Восточный берег Камчатки от м. Лопатка до м. Олюторский и Командорские острова». (Лоция была издана в 1938 г.) (5, с. 4-5).

Исследования на Дальнем Востоке были приостановлены почти на два года: по доносу Леонид Александрович с ноября 1937 г. находился во Владивостоке под следствием, которое было прекращено прокурором ТОФ в октябре 1939 г. ввиду отсутствия состава преступления. Демина восстановили в воинском звании, и в декабре 1939 г. по личному желанию он был назначен старшим преподавателем кафедры гидрографии Высшего военно-морского гидрографического училища им. Г. К. Орджоникидзе, где читал лекции и вел практические занятия по геодезии (1).

Большой опыт Л. А. Демина как ученого исследователя, гидрографа-практика и прекрасного знатока картографического производства не остался незамеченным. Более двадцати лет, с 1941 по 1964 г., Леонид Александрович был занят созданием и выпуском «Морского Атласа». Это фундаментальное картографическое произведение по богатству содержания, основательности разработки тем не имело равных в мире и во многом подтверждало статус Советского Союза как великой морской державы. Первый том — Навигационно-географический (создан в 1950 г.); второй — Физико-географический (1953 г.); а третий — Военно-исторический в двух частях (1958 г. и 1963 г.), в нем истории войн, в которых участвовали отечественные вооруженные силы с IX до середины XX в. Специальный том — Указатель географических названий, причем с точными географическими координатами всех обозначенных объектов и с написанием всех названий в официальной местной форме.

Все эти годы Леонид Александрович бессменно возглавлял Главную редакцию Морского Атласа. «Свои организаторские способности умело применяет по руководству Главной редакцией по созданию Морского Атласа. В эту работу им вложено все то новое, что имеется в науке. Прекрасно знает картографическое производство» (из аттестации за 1959 г.) (1).

За создание первого тома «Морского Атласа» Постановлением Совета Министров СССР от 14 марта 1951 г. № 981 Демину была присуждена Сталинская премия (1).

В 1942-1945 гг. Леонид Александрович продолжил работу по написанию лоции Берингова моря. Доработал изданную в 1938 г. I часть лоции, защитил в 1944 г. по этой теме диссертацию на соискание ученой степени кандидата географических наук. А в 1947 г. была издана «Лоция Берингова моря. Часть II. Северо-западная часть моря от мыса Олюторского до Берингова пролива. Остров Св. Лаврентия и Берингов пролив.1946 г.».

За многолетние исследования дальневосточных морей, в том числе за лоцию Берингова моря, Всесоюзное географическое общество в 1947 г. присудило Л. А. Демину золотую медаль им. Ф. П. Литке.

В ноябре 1960 г. Демин защитил докторскую диссертацию.

Работы по изданию Морского Атласа были закончены в 1964 г., и Демина назначают начальником кафедры военной гидрографии и океанографии факультета радиоэлектроники Военно-Морской академии, а в июне 1966 г. он занимает должность профессора-консультанта Ученого Совета академии.

С февраля 1968 г. Леонид Александрович в отставке.

За время службы в Военно-морском флоте Л. А. Дёмин был награждён орденом Ленина (1945 г.), двумя орденами Красного Знамени (1944, 1947 гг.), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1944, 1968 гг.), медалями.

4 декабря 1973 г. Леонид Александрович Демин умер. Похоронен в Ленинграде на Серафимовском кладбище.

Именем Демина названы бухта в Чукотском море, группа островов малой Курильской гряды (по предложению участников Курильской научно-исследовательской экспедиции 1946 г.), подводная гора в Курильской гряде (1957 г.) (6, с. 95).

На доме, где он жил, установлена мемориальная доска (Санкт-Петербург, ул. Савушкина).

В 1978 г. было спущено на воду экспедиционно-океанографическое судно «Леонид Демин», производившее гидрографические работы в водах Мирового океана до 1987 г.

На его родине, в г. Мичуринске, в СОШ № 23 создан школьный музей имени Л. А. Демина. Среди экспонатов музея форма контр-адмирала с наградными планками, рабочие варианты «Морского Атласа».

Судьбы человек – корабль. ОИС «Леонид Демин».

В.Н.Проворов

Приношу искренние извинения коллегам АНО «МВИЭКС», с кем с 2011 года для отдания почестей погибшим морякам при защите Отечества в «Таллинском Прорыве» мы ежегодно посещаем остров Гогланд с возложением венков и цветов к мемориалу в бухте Сууркюля-Лахти. Когда появляются свободными несколько часов, многие с фотоаппаратами отправляются с сопровождающими осмотреть остров и оставить на память кадры удивительной природы Гогланда и его достопримечательностей, одной из которых считают стоящий на камнях корпус судна, разделываемого на металл. Я туда не ходил ни разу – больно видеть ОИС «Леонид Демин» в таком состоянии. С этим кораблём связана и моя судьба – я подписал Акт приемки от строителей ОИС «Леонид Демин».

В 1970 году контр-адмирал, профессор Леонид Александрович Демин был Председателем Государственной комиссии при выпуске гидрографов Арктического факультета ЛВИМУ им. С.О. Макарова. Как Председатель Государственной комиссии Леонид Демин, вручая дипломы инженеров-гидрографов дал нам путевку во Флот. После 6 лет обучения выпускники распределились по разным флотам, а 12 из группы были призваны на службу в ВМФ. Я получил направление в 6 АОЭ ЛенВМБ. С 1970 по 1992 год моя жизнь проходила в океанских походах и полевых экспедициях по Балтике.

В 1978 году Начальником ГУНиО МО адмиралом А.И. Россохо мне было поручено в составе приемной команды, в память о Л.А. Демине участвовать в приемке строящегося в Польше 5-го по счету Океанографического исследовательского судна «Леонид Демин». Как завещание запомнились слова адмирала А.И.Россохо: «Память учителей должно увековечивать ». После ходовых испытаний над судном Послом СССР был поднят наш флаг, а мне выпала честь подписать Акт приемки судна за председателя Государственной комиссии. Это я считаю данью учителю. Ниже я привожу фото нашего выпуска и историю службы и походов ОИС «Леонид Демин».

Фото 1. Государственная экзаменационная комиссия выпуска гидрографов 1970 г.

Председатель Госкомиссии контр-адмирал Демин Л.А. (На снимке справа),

Зав. кафедрой «Гидрография моря» профессор Белобров А.П.,

Зам. начальника ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова, кап. I ранга, Герой Советского Союза Лисин С.П.

Зав. кафедрой Геодезии профессор Никифоров Б.И.

Фото 2. Выпускники гидрографы 1970 года Арктический факультет ЛВИМУ

им. адм. С.О. Макарова.

ОИС «Леонид Дёмин

Океанографическое исследовательское судно (ОИС) «Леонид Дёмин» - пятое судно проекта 852.

Построено в Польше, г. Щецин, на судоверфи «Сточня Щецинская имени Адольфа Варского».

Судно заложено 08.02.1977, спущено на воду 30.06.1977, вступило в строй 28.02.1978, входило в состав 6-й Атлантической океанографической экспедиции ВМФ с пунктом базирования в Кронштадте.

Назначение - проведение широкого спектра научных исследований в акватории мирового океана.

Судно названо в честь Леонида Александровича Дёмина.

Технические характеристики

  • Длина наибольшая- 146,6 м
  • Длина между перпендикулярами (на уровне конструктивной ватерлинии)- 131,6 м
  • Ширина на миделе- 18,6 м
  • Высота борта до главной палубы- 7,95 м
  • Высота борта до верхней палубы- 10,45 м
  • Высота с мачтой- 15 м

Водоизмещение:

  • полное- 9120 т (осадка- 6,39 м)
  • нормальное- 7850 т (осадка- 5,73 м)
  • стандартное- 6630 т (осадка- 5,03 м)

Балластные цистерны- 350 т (из них 240 т

  • аварийный дизель-генератор- 125 кВА

Три вспомогательных паровых котла типа VX-525A-10

Два вакуумных испарителя, обеспечивающих получение 12,5 т/сутки пресной воды каждый.

Два выдвижных двигательно-рулевых комплекса ВДРК (в корме на отметке 45-го шпангоута), обеспечивающие маневрирование на малой скорости до 5 узлов.

Подруливающее устройство ПУ-130 на отметке 169 шпангоута

Две грузовых кормовых стрелы грузоподъемностью по 9 т

Палубный кран грузоподъемностью 7 т

Имеется площадка и ангар для 1 вертолета типа Ка-25.

Грузовместимость

  • носовой трюм- 40 т
  • кормовой трюм- 110 т

Валовая вместимость

  • брутто- 7309 т
  • нетто- 980 регистровых тонн

Экипаж- 90 чел

Возможность размещения экспедиции научных работников- 80 чел

19 научных лабораторий (астрономический павильон, гидрографическая, радиоизмерений, аэрологическая, синоптическая, геологическая, океанографическая, ЭВМ, центр обработки данных, электромагнитная, радиохимическая, биологическая, гравиметрическая, навигационная, фотолаборатория, радиоэлектронная, гидроакустическая)

Полные запасы рассчитаны для 170 человек на 90 суток.

Торсхавн. Пройдено 39456 миль.

10.01-12.02.1985 - модернизация на КМОЛЗ. Установлены космические средства навигации, новые средства связи.

01.03-08.04.1985 - доковый ремонт в Щецине.

29.05-08.10.1985 - поход с заходами в Лиепаю, Рейкьявик, Торсхавн, Корк, Свиньуйсьце. Пройдено 21600 миль.

07.01-30.06.1986 - текущий ремонт на верфи «Грифия» (Щецин, Польша)

01.09-09.09.1986 - обеспечение практики курсантов-гидрографов. Демонстрация в Риге океанографической техники военным атташе, аккредитованным в Москве.

13.11.1986- 04.05.1987 - поход с заходами в Порт-Луи 15-20 декабря,20-25 февраля, Мапуту (Мозамбик)12-13 февраля (передача в госпиталь младшего штурмана), Ресифи (Бразилия) 6-10 апреля, Конакри (Гвинея) 16 апреля. Пройдено 43626 миль.

08.08-08.10.1987 - обеспечение практики курсантов на Балтике. Пройдено 3009 миль.

01.11.1987-31.10.1988 - модернизация на КМОЛЗ. Установлены 3-лучевой эхолот, автоматический океанографический комплекс. Самый длительный заводской ремонт.

09.01-19.05.1989 - поход с заходами в Сьенфуэгос (Куба)12-20 февраля,12-15 марта, Корк 8-12 мая, Свиноуйсьце. Пройдено 33357 миль.

05.06-29.09.1989 - дооборудование на КМОЛЗ. Завершена программа модернизации.

23.01-04.06.1990 - совместный поход с гидрографическим судном «Николай Матусевич» с заходами в Сьенфуэгос 7-15 марта, Сантьяго-де-Куба 16-17 марта (передача в госпиталь больного), Корк 26-30 апреля, 24-28 мая, Понта-Делгада (Азорские о-ва, Португалия). Пройдено 32700 миль.

10.11.1990-30.04.1991 - текущий ремонт на верфи «Грифия» (Щецин)

04.06-01.10.1991 - поход с заходами в Сент-Джонс (Канада)15-19 июля, Корк 12-16 августа,18-23 сентября. Пройдено 27992 мили.

10.11-21.11.1991 - поход в Висмар (Германия) в составе отряда кораблей ЛенВМБ за гуманитарной помощью для С.-Петербурга.Заход в порт Висмар 14-17 ноября. Пройдено 1547 миль.

27.07.1992 в День ВМФ на судне поднят

Иран, 19-29.01.1997). За поход пройдено 16670 миль за 1968 ходовых часов. На борту судна 135 человек (из них 94 экипаж и 41 прикомандированных)

В 1997 г. судну ограничен район плавания пределами Балтийского, Северного морей (Приказ командира 6 Атлантической океанографической экспедиции).

9-11.07.1997, 18-25.07.1997, 23-29.08.1997, 4-10.10.1997, 8-16.12.1997 - выходы в Балтийское море для обеспечения заводских и приемо-сдаточных испытаний экспортных подводных лодок для ВМС Индии и Китая. За 1997 год пройдено 17204 мили.

14-28.09.1998, 14-24.11.1998 - выходы в Балтийское море для обеспечения испытаний ПЛ и практики курсантов. За 1998 год пройдено 3531 миля.

22-27.06.1999 - обеспечение практики курсантов Нахимовского ВМУ, ознакомительный выход в море для депутатов Законодательного собрания СПб.

2002 - судно выведено из состава Гидрографической службы ВМФ РФ.

2003 - судно продано на металлолом латвийской компании. При буксировке в штормовую погоду датским буксиром в результате обрыва троса судно село на мель 30.12.2003 у западного побережья острова Гогланд, где и находится по состоянию на 2017 год 60°04′10.38″ с.ш. 26°57′24.32″ в.д. На 2017 год имеются сведения, что на месте ведутся работы по разделке судна на металлолом. Очертания корпуса уже не сохраняют узнаваемую форму.

может быть занято под топливо)

Система набора корпуса: борт, днище, платформы, палубы, надстройки- поперечная; главная и верхняя палубы- продольная.

Шпация (расстояние между шпангоутами)- 700 мм

Толщина обшивки

  • днище- 18-22 мм
  • корпус- 10-14 мм

Судно разделено на 10 отсеков девятью водонепроницаемыми переборками толщиной 6-12мм до уровня главной (3-й) палубы на отметках 7, 19, 49, 72, 93, 114, 134, 156, 178 шпангоутов.

Всего судно имеет 7 палуб.

Максимальная скорость- 21 узел (два главных двигателя на полном ходу)

Дальность плавания

  • 21000 миль (при экономичной скорости 15,5 узлов)
  • 18000 миль (при максимальной скорости 21 узел)

Главные двигатели- 16-цилиндровые 16ZVBV40/48 2х8000=16000 л.с. (Макс. обороты- 485 об/мин)

Каждый валопровод состоит из гребного вала со ступенчатым диаметром 520/400мм и двух промежуточных валов диаметром 365 мм

Гребные винты- 2 шт, бронзовые 4-лопастные постоянного шага диаметром 3760мм и весом 9450 кг Мощность электроустановок:

  • 4 дизель-генератора по 800 кВА (по 940 л.с.) типа 6AL25/30 (возможна одновременная работа трех из них)

Краткая история

30.06.1977 - судно спущено на воду в г. Щецине (Польша).

28.02.1978 -Акт приемки судна от строителей подписан Проворовым В.Н.- Заместителем председателя Госкомиссии.

15.03.1978 - на судне поднят Государственный флаг СССР генеральным консулом СССР в Щецине В. Овчаровым.

28-30.04.1978 - переход из Свиноуйсьце (Польша) в порт постоянного базирования Кронштадт.

18.05.1978 - на судне поднят флаг Гидрографической службы ВМФ СССР начальником 6-й Атлантической океанографической экспедиции Бочковским Г. В.

15.07-06.10.1978 - первый поход судна с заходами в Ла-Гуайра (Венесуэла), Лас-Пальмас (Канарские о-ва, Испания). Пройдено 13000 миль.

18.11.1978-17.08.1979 - совместный поход с подводной лодкой Северного флота с заходами в Рейкьявик (Исландия), Лас-Пальмас, Луанда (Ангола), Порт-Луи (Маврикий), Сан-Томе (Сан-Томе и Принсипи), Торсхавн (Фарерские о-ва, Дания), Полярный. Пройдено 63047 миль. Самый длительный и протяженный поход в истории судна.

15.11.1979-15.04.1980 - модернизация на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе (КМОЛЗ). Установлены геостратограф «Выг-3», акустическая и гидрологическая аппаратура.

22.04-24.06.1980 - гарантийный ремонт в Щецине.

06.01-29.04.1981 - за поход пройдено 19000 миль. Во время захода в Рейкьявик 16.02.1981 при неожиданно поднявшемся ветре до 50 м/с судно экстренно снялось со швартовов и вышло в открытое море, оставив на берегу сошедшую в город часть экипажа. По окончании шторма судно вернулось за ними в порт.

05.01-29.04.1982 - поход с заходами в Танжер, Касабланку (Марокко). Пройдено 19600 миль.

26.05-04.10.1982 - текущий ремонт на верфи «Грифия» (Щецин, Польша)

28.06-04.11.1983 - поход с заходами в Рейкьявик, Полярный. Пройдено 35136 миль.

24.05-02.11.1984 - поход с заходами в Свиноуйсьце, Полярный, Корк (Ирландия),

флаг Гидрографической службы ВМФ РФ

1992 - поход на о. Гогланд с финскими ветеранами 2-й мировой войны. Пройдено 403 мили.

12.01-21.04.1993 - поход с заходом в Сент-Джонс 1-5 марта. Пройдено 24740 миль. После прохода Ла-Манш судно совершило столкновение с голландским рыбаком (командир капитан 1 ранга Харламов А.В.). В результате столкновения в носовой части образовалась дыра рядом с буквой «О» в названии судна. Никто не пострадал

13.06-05.07.1993 - судно под флагом ООН участвовало в Международной акции примирения и памяти ветеранов 2-й мировой войны стран Балтийского региона. Маршрут: Санкт-Петербург (15.06), Хельсинки (17-20.06), Балтийск (21-23.06), Гдыня (23-26.06), Киль (28-30.07), Копенгаген (1-3.07), Кронштадт (05.07). Пройдено 2118 миль.

12.05-08.08.1994 - поход с заходом в Сент-Джонс 4-8 июля. Пройдено 22888 миль. 30.07.1994 в Ла-Манше оказана помощь французской яхте «Kotri-AZ»

07.07-08.08.1995 - поход в район гибели атомной подводной лодки «Комсомолец». Работы по программе МЧС совместно с научно-исследовательским судном «Академик Мстислав Келдыш». Заходы в Копенгаген 10-12 июля, Киль 1-4 августа.

декабрь 1995 - обеспечение практики иранского экипажа совместно с подводной лодкой ПЛ-806. Заход в Балтийск. За 1995 год пройдено 7005 миль за 781 ходовой час.

12-23.05.1996 - обеспечение мероприятий по подготовке к празднованию 300-летия флота на Неве.

04-09.07.1996 - заводские испытания экспортной ПЛ-481.

19.10-03.11.1996 - приемо-сдаточные испытания ПЛ-481. За 1996 год пройдено 7698 миль.

26.11.1996-14.03.1997 - поход в качестве судна сопровождения экспортной ПЛ, построенной на Адмиралтейских верфях СПб для ВМС Ирана и осуществляющей самостоятельный переход в пункт постоянного базировании Бендер-Аббас. Маршрут: Балтийское, Северное, Средиземное, Красное моря, Персидский залив. Заходы: Порт-Саид (Египет, 31.12.1996-01.01.1997), Бендер-Аббас

ВКЛАД ОИС «Леонид Демин» В ИЗУЧЕНИЕ МИРОВОГО ОКЕАНА

Таким образом, за 24 года «жизни» судно совершило более 30 походов общей длительностью около 70 месяцев и протяженностью 455327 миль (843265 км, то есть 21 Земной экватор), провело 40 месяцев в заводских ремонтах (из них 23 месяца на КМОЛЗ и 17 месяцев в Польше). Остальные 14 лет составляет стоянка в базе (последние 5 лет практически непрерывная).

Судном командовали

17.08.1977- 06.12.1985 - капитан 1 ранга Бирюков Олег Дмитриевич

22.12.1982- 31.05.1983 - капитан 3 ранга Куприянов Константин Владимирович

01.06.1983- 06.12.1985 - капитан 1 ранга Бирюков Олег Дмитриевич

07.12.1985- 07.05.1991 - капитан 1 ранга Биндин Владимир Александрович

07.05.1991- 12.05.1993 - капитан 1 ранга Харламов Александр Владимирович

12.05.1993- 18.09.1997 - капитан 1 ранга Руденко Николай Владимирович

18.09.1997 - по 2002- капитан 1 ранга Русак Олег Вячеславович

Демин 2016 год

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%91%D0%BC%D0%B8%D0%BD,_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

ОИС «Леонид Дёмин»

Океанографическое исследовательское судно (ОИС) «Леонид Дёмин» - пятое судно проекта 852 .

Судно заложено 08.02.1977, спущено на воду 30.06.1977, вступило в строй 28.02.1978, входило в состав 6-й Атлантической океанографической экспедиции ВМФ с пунктом базирования в Кронштадте .

Назначение - проведение широкого спектра научных исследований в акватории мирового океана.

Технические характеристики

  • Длина наибольшая - 146,6 м
  • Длина между перпендикулярами (на уровне конструктивной ватерлинии) - 131,6 м
  • Ширина на миделе - 18,6 м
  • Высота борта до главной палубы - 7,95 м
  • Высота борта до верхней палубы - 10,45 м
  • Высота с мачтой - 15 м

Водоизмещение:

  • полное - 9120 т (осадка - 6,39 м)
  • нормальное - 7850 т (осадка - 5,73 м)
  • стандартное - 6630 т (осадка - 5,03 м)

Балластные цистерны - 350 т (из них 240 т может быть занято под топливо)

Система набора корпуса: борт, днище, платформы, палубы, надстройки - поперечная; главная и верхняя палубы - продольная.

Шпация (расстояние между шпангоутами) - 700 мм

Толщина обшивки

  • днище - 18-22 мм
  • корпус - 10-14 мм

Судно разделено на 10 отсеков девятью водонепроницаемыми переборками толщиной 6-12 мм до уровня главной (3-й) палубы на отметках 7, 19, 49, 72, 93, 114, 134, 156, 178 шпангоутов.

Всего судно имеет 7 палуб.

Максимальная скорость - 21 узел (два главных двигателя на полном ходу)

Дальность плавания

  • 21000 миль (при экономичной скорости 15,5 узлов)
  • 18000 миль (при максимальной скорости 21 узел)

Главные двигатели - 16-цилиндровые 16ZVBV40/48 2х8000=16000 л. с. (Макс. обороты - 485 об/мин)

Каждый валопровод состоит из гребного вала со ступенчатым диаметром 520/400 мм и двух промежуточных валов диаметром 365 мм

Гребные винты - 2 шт, бронзовые 4-лопастные постоянного шага диаметром 3760 мм и весом 9450 кг

Мощность электроустановок:

  • 4 дизель-генератора по 800 кВА (по 940 л. с.) типа 6AL25/30 (возможна одновременная работа трёх из них)
  • аварийный дизель-генератор - 125 кВА

Три вспомогательных паровых котла типа VX-525A-10

Два вакуумных испарителя, обеспечивающих получение 12,5 т/сутки пресной воды каждый.

Два выдвижных двигательно-рулевых комплекса ВДРК (в корме на отметке 45-го шпангоута), обеспечивающие маневрирование на малой скорости до 5 узлов.

Подруливающее устройство ПУ-130 на отметке 169 шпангоута

Две грузовых кормовых стрелы грузоподъёмностью по 9 т

Палубный кран грузоподъёмностью 7 т

Обтекаемый небалансирный руль с площадью пера 14,1 м² (скорость перекладки −30°…+30° - 28 сек)

Якоря - 2 шт весом по 4 т (тип Холла)

Якорные цепи длиной 275 м и калибром 67 мм

Рабочий катер типа 725 вместимостью 20 чел

Разъездной катер типа 731 вместимостью 9 чел, 700 кг

Два спасательных вельбота типа LRT-P3S вместимостью по 70 чел

Спасательные плоты

  • ПСН-10 - 10 шт
  • ПСН-6 - 10 шт

Имеется площадка и ангар для 1 вертолёта типа Ка-25.

Грузовместимость

  • носовой трюм - 40 т
  • кормовой трюм - 110 т

Валовая вместимость

  • брутто - 7309 т
  • нетто - 980 регистровых тонн

Экипаж - 90 чел

Возможность размещения экспедиции научных работников - 80 чел

19 научных лабораторий (астрономический павильон, гидрографическая, радиоизмерений, аэрологическая, синоптическая, геологическая, океанографическая, ЭВМ, центр обработки данных, электромагнитная, радиохимическая, биологическая, гравиметрическая, навигационная, фотолаборатория, радиоэлектронная, гидроакустическая)

Флаг ГС ВМФ СССР

  • 18.05.1978 - на судне поднят флаг Гидрографической службы ВМФ СССР начальником 6-й Атлантической океанографической экспедиции Бочковским Г. В.
  • 15.07-06.10.1978 - первый поход судна с заходами в Ла-Гуайра (Венесуэла), Лас-Пальмас (Канарские о-ва, Испания). Пройдено 13000 миль.
  • 18.11.1978-17.08.1979 - совместный поход с подводной лодкой Северного флота с заходами в Рейкьявик (Исландия), Лас-Пальмас, Луанда (Ангола), Порт-Луи (Маврикий), Сан-Томе (Сан-Томе и Принсипи), Торсхавн (Фарерские о-ва, Дания), Полярный. Пройдено 63047 миль. Самый длительный и протяженный поход в истории судна.
  • 15.11.1979-15.04.1980 - модернизация на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе (КМОЛЗ). Установлены геостратограф «Выг-3», акустическая и гидрологическая аппаратура.

1980-е

  • 22.04-24.06.1980 - гарантийный ремонт в Щецине.
  • 06.01-29.04.1981 - за поход пройдено 19000 миль. Во время захода в Рейкьявик 16.02.1981 при неожиданно поднявшемся ветре до 50 м/с судно экстренно снялось со швартовов и вышло в открытое море, оставив на берегу сошедшую в город часть экипажа. По окончании шторма судно вернулось за ними в порт.
  • 05.01-29.04.1982 - поход с заходами в Танжер, Касабланку (Марокко). Пройдено 19600 миль.
  • 26.05-04.10.1982
  • 28.06-04.11.1983 - поход с заходами в Рейкьявик, Полярный. Пройдено 35136 миль.
  • 24.05-02.11.1984 - поход с заходами в Свиноуйсьце, Полярный, Корк (Ирландия), Торсхавн. Пройдено 39456 миль.
  • 10.01-12.02.1985 - модернизация на КМОЛЗ. Установлены космические средства навигации, новые средства связи.
  • 01.03-08.04.1985 - доковый ремонт в Щецине.
  • 29.05-08.10.1985 - поход с заходами в Лиепаю, Рейкьявик, Торсхавн, Корк, Свиньуйсьце. Пройдено 21600 миль.
  • 07.01-30.06.1986 - текущий ремонт на верфи «Грифия» (Щецин, Польша)
  • 01.09-09.09.1986 - обеспечение практики курсантов-гидрографов. Демонстрация в Риге океанографической техники военным атташе, аккредитованным в Москве.
  • 13.11.1986 - 04.05.1987 - поход с заходами в Порт-Луи 15-20 декабря,20-25 февраля, Мапуту (Мозамбик)12-13 февраля (передача в госпиталь младшего штурмана), Ресифи (Бразилия) 6-10 апреля, Конакри (Гвинея) 16 апреля. Пройдено 43626 миль.
  • 08.08-08.10.1987 - обеспечение практики курсантов на Балтике. Пройдено 3009 миль.
  • 01.11.1987-31.10.1988 - модернизация на КМОЛЗ. Установлены 3-лучевой эхолот, автоматический океанографический комплекс. Самый длительный заводской ремонт.
  • 09.01-19.05.1989 - поход с заходами в Сьенфуэгос (Куба) 12-20 февраля, Корк (Ирландия) 12-15 марта, Свиноуйсьце (Польша) 8-12 мая. Пройдено 33357 миль.
  • 05.06-29.09.1989 - дооборудование на КМОЛЗ. Завершена программа модернизации.

1990-е

  • 23.01-04.06.1990 - совместный поход с гидрографическим судном «Николай Матусевич» с заходами в Сьенфуэгос 7-15 марта, Сантьяго-де-Куба 16-17 марта (передача в госпиталь больного), Корк 26-30 апреля, 24-28 мая, Понта-Делгада (Азорские о-ва, Португалия). Пройдено 32700 миль.
  • 10.11.1990-30.04.1991 - текущий ремонт на верфи «Грифия» (Щецин)
  • 04.06-01.10.1991 - поход с заходами в Сент-Джонс (Канада)15-19 июля, Корк 12-16 августа,18-23 сентября. Пройдено 27992 мили.
  • 10.11-21.11.1991 - поход в Висмар (Германия) в составе отряда кораблей ЛенВМБ за гуманитарной помощью для Санкт-Петербурга. Заход в порт Висмар 14-17 ноября. Пройдено 1547 миль.
  • 27.07.1992 в День ВМФ на судне поднят флаг Гидрографической службы ВМФ РФ
  • 1992 - поход на остров Гогланд с финскими ветеранами 2-й мировой войны. Пройдено 403 мили.
  • 12.01-21.04.1993 - поход с заходом в Сент-Джонс 1-5 марта. Пройдено 24740 миль. После прохода Ла-Манш судно совершило столкновение с голландским рыбацким судном (командир капитан 1-го ранга Харламов А. В.). В результате столкновения в носовой части образовалась дыра рядом с буквой «О» в названии судна. Никто не пострадал
  • 13.06-05.07.1993 - судно под флагом ООН участвовало в Международной акции примирения и памяти ветеранов 2-й мировой войны стран Балтийского региона. Маршрут: Санкт-Петербург (15.06), Хельсинки (17-20.06), Балтийск (21-23.06), Гдыня (23-26.06), Киль (28-30.07), Копенгаген (1-3.07), Кронштадт (05.07). Пройдено 2118 миль.
  • 12.05-08.08.1994 - поход с заходом в Сент-Джонс 4-8 июля. Пройдено 22888 миль. 30.07.1994 в Ла-Манше оказана помощь французской яхте «Kotri-AZ»
  • 12.1994 - 03.1995 - доковый ремонт на КМОЛЗ.
  • 07.07-08.08.1995 - поход в район гибели атомной подводной лодки «Комсомолец». Работы по программе МЧС совместно с научно-исследовательским судном «Академик Мстислав Келдыш». Заходы в Копенгаген 10-12 июля, Киль 1-4 августа.
  • 12.1995 - обеспечение практики иранского экипажа совместно с подводной лодкой ПЛ-806. Заход в Балтийск. За 1995 год пройдено 7005 миль за 781 ходовой час.
  • 12-23.05.1996 - обеспечение мероприятий по подготовке к празднованию 300-летия флота на Неве.
  • 04-09.07.1996 - заводские испытания экспортной ПЛ-481.
  • 19.10-03.11.1996 - приёмо-сдаточные испытания ПЛ-481. За 1996 год пройдено 7698 миль.
  • 26.11.1996-14.03.1997 - поход в качестве судна сопровождения экспортной ПЛ, построенной на Адмиралтейских верфях СПб для ВМС Ирана и осуществляющей самостоятельный переход в пункт постоянного базировании Бендер-Аббас. Маршрут: Балтийское, Северное, Средиземное, Красное моря, Персидский залив. Заходы: Порт-Саид (Египет, 31.12.1996-01.01.1997), Бендер-Аббас (Иран, 19-29.01.1997). За поход пройдено 16670 миль за 1968 ходовых часов. На борту судна 135 человек (из них 94 экипаж и 41 прикомандированных)
  • В 1997 году судну ограничен район плавания пределами Балтийского, Северного морей (Приказ командира 6 Атлантической океанографической экспедиции).
  • 9-11.07.1997, 18-25.07.1997, 23-29.08.1997, 4-10.10.1997, 8-16.12.1997 - выходы в Балтийское море для обеспечения заводских и приёмо-сдаточных испытаний экспортных подводных лодок для ВМС Индии и Китая. За 1997 год пройдено 17204 мили.
  • 14-28.09.1998, 14-24.11.1998 - выходы в Балтийское море для обеспечения испытаний ПЛ и практики курсантов. За 1998 год пройдено 3531 миля.
  • 22-27.06.1999 - обеспечение практики курсантов Нахимовского ВМУ, ознакомительный выход в море для депутатов Законодательного собрания СПб.

2000-е

  • 2002 - судно выведено из состава Гидрографической службы ВМФ РФ.
  • 2003 - судно продано на металлолом латвийской компании. При буксировке в штормовую погоду датским буксиром в результате обрыва троса судно село на мель 30.12.2003 у западного побережья острова Гогланд (Gogland), где и находится по состоянию на 2010 год ( ).

На 2010 год имеются сведения, что на месте ведутся работы по разделке судна на металлолом. Очертания корпуса пока сохраняют узнаваемую форму.

Таким образом, за 24 года «жизни» судно совершило более 30 походов общей длительностью около 70 месяцев и протяженностью 455327 миль (843265 км, то есть 21 Земной экватор), провело 40 месяцев в заводских ремонтах (из них 23 месяца на КМОЛЗ и 17 месяцев в Польше). Остальные 14 лет составляет стоянка в базе (последние 5 лет практически непрерывная).

Судном командовали

Штатное расписание судна периода 1990-х годов

Особенность экипажа судна состояла в том, что командный состав был военным, а рядовой - гражданским, кроме того, на судах проходили срочную службу матросы. Постепенно штат военнослужащих сокращался. В последние годы из военных остались только командиры судовых частей.

Военнослужащие (20 чел)

  • Командир судна
  • Старший помощник командира
  • Помощник командира
  • Командир штурманской судовой части
  • Штурман
  • Зам. командира судна по работе с личн. составом
  • Зам. командира по океанографическим измерениям
  • Командир судовой части связи
  • Командир электромеханической части
  • Начальник медицинской части
  • Старшина команды ЗАС
  • Команда ЗАС - 4 (сокращены в 1997 г.)
  • Мичманы (нач. лабораторий) - 3

Гражданский персонал (70 чел)

  • 2-й механик
  • 3-й механик
  • 4-й механик
  • 1-й электромеханик
  • 2-й электромеханик
  • Рефрижераторный механик
  • Ремонтный механик
  • Электромеханик по спец. оборудованию
  • Инженер по спец. оборудованию
  • Старший моторист - 4
  • Моторист - 6
  • Машинист - 3
  • Старший электрик
  • Электрики - 3
  • Электрорадионавигатор - 3
  • Начальник радиостанции
  • Радиооператоры - 6
  • 4-й помощник
  • Старший инженер
  • Инженер - 4
  • Техник
  • Повар - 4
  • Буфетчик (-ца) - 2
  • Дневальный (-ая) - 5
  • Кастелян (-ша)
  • Бухгалтер
  • Делопроизводитель
  • Зав. прод. частью
  • Стоматолог
  • Токарь-кладовщик
  • Старший матрос-плотник
  • Рулевой матрос - 3
  • Старший боцман
  • Боцман
  • Матрос боцкоманды - 6

В период регулярных дальних походов (1980-е годы) на судне работали судовая лавка, парикмахерская, а также библиотека с непременным наличием в фондах полного собрания сочинений В. И. Ленина.

Примечательно, что на судне было три судовых печати. Одна, «Войсковая часть 53102» представляла судно как юридическое лицо, организацию-работодатель; вторая «ОИС Леонид Демин» служила для заверения документов, касающихся отношений с гражданскими службами регулирования и контроля судоходства; и третья «Судно обеспечения ВМФ России Л. Демин» - для удостоверения судовых документов за рубежом.

Каждый год, чтобы доказать своё право оставаться в кампании (готовность к выходу в море), суда Гидрографической службы ВМФ сдавали вышестоящей комиссии так называемые «задачи» согласно курсу КСНГО-80. От гражданского персонала, не обремененного строгой воинской дисциплиной, трудно было добиться четкого знания этого руководящего документа. Женщинам обычно достаточно было запомнить, к какому спасательному плоту надо выходить в случае тревоги. От мужчин же требовалось продемонстрировать более обширный объём знаний, например, знать названия сдаваемых задач.

  • Задача Г-1. Организация судна, подготовка его к плаванию и выполнению океанографических исследований, специальных работ по НГГМО (навигационно-гидрографическому и гидрометеорологическому обеспечению) и лоцмейстерских работ.
  • Задача Г-2. Плавание одиночного судна. Выполнение океанографических исследований, специальных работ по НГГМО (навигационно-гидрографическому и гидрометеорологическому обеспечению) и лоцмейстерских работ.
  • Задача Г-3. Совместное плавание и выполнение океанографических исследований, специальных работ по НГГМО (навигационно-гидрографическому и гидрометеорологическому обеспечению) и лоцмейстерских работ дивизионом (группой) судов.

Напишите отзыв о статье "Леонид Дёмин (судно)"

Примечания

Литература

  • // Морской сборник: журнал. - Военное издательство, 1999. - № 1-6 . - С. 115 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Леонид Дёмин (судно)

– Ты была ещё слишком маленькой, чтобы помнить меня. Твой отец когда-то привёз тебя к нам. Я из Мэтэоры...
– Но я никогда не была там! Или ты хочешь сказать, что он просто мне никогда об этом не говорил?!.. – удивлённо воскликнула я.
Незнакомец улыбался, и от его улыбки мне почему-то вдруг стало очень тепло и спокойно, как будто я вдруг нашла своего давно потерянного старого доброго друга... Я ему верила. Во всём, что бы он не говорил.
– Ты должна уходить, Изидора! Он уничтожит тебя. Ты не сможешь противостоять ему. Он сильнее. Вернее, сильнее то, что он получил. Это было давно.
– Ты имеешь в виду не только защиту? Кто же мог ему дать такое?..
Серые глаза погрустнели...
– Мы не давали. Дал наш Гость. Он был не отсюда. И, к сожалению, ока-зался «чёрным»...
– Но Вы ведь в и д и т е!!! Как же вы могли допустить такое?! Как Вы могли принять его в свой «священный круг»?..
– Он нашёл нас. Так же, как нашёл нас Караффа. Мы не отказываем тем, кто способен нас найти. Но обычно это никогда не бывали «опасные»... Мы сделали ошибку.
– А знаете ли Вы, какой страшной ценой платят за Вашу «ошибку» люди?!.. Знаешь ли ты, сколько жизней ушло в небытие в изуверских муках, и сколько ещё уйдёт?.. Отвечай, Север!
Меня взорвало – они называли это всего лишь ошибкой!!! Загадочный «подарок» Караффе был «ошибкой», сделавшей его почти неуязвимым! И беспомощным людям приходилось за это платить! Моему бедному мужу, и возможно, даже моей дорогой малышке, приходилось за это платить!.. А они считали это всего лишь ОШИБКОЙ???
– Прошу тебя, не злись Изидора. Этим сейчас не поможешь... Такое иногда случалось. Мы ведь не боги, мы люди... И мы тоже имеем право ошибаться. Я понимаю твою боль и твою горечь... Моя семья так же погибла из-за чьей-то ошибки. Даже более простой, чем эта. Просто на этот раз чей-то «подарок» попал в очень опасные руки. Мы попробуем как-то это исправить. Но пока не можем. Ты должна уйти. Ты не имеешь права погибнуть.
– О нет, ошибаешься Север! Я имею любое право, если оно поможет мне избавить Землю от этой гадюки! – возмущённо крикнула я.
– Не поможет. К сожалению, ничто тебе не поможет, Изидора. Уходи. Я помогу тебе вернуться домой... Ты уже прожила здесь свою Судьбу, ты можешь вернуться Домой.
– Где же есть мой Дом?.. – удивлённо спросила я.
– Это далеко... В созвездии Орион есть звезда, с чудесным именем Аста. Это и есть твой Дом, Изидора. Так же, как и мой.
Я потрясённо смотрела на него, не в состоянии поверить. Ни даже понять такую странную новость. Это не укладывалось в моей воспалённой голове ни в какую настоящую реальность и казалось, что я, как Караффа, понемногу схожу с ума... Но Север был реальным, и уж никак не казалось, чтобы он шутил. Поэтому, как-то собравшись, я уже намного спокойнее спросила:
– Как же получилось, что Караффа нашёл Вас? Разве же у него есть Дар?..
– Нет, Дара у него нет. Но у него есть Ум, который ему великолепно служит. Вот он и использовал его, чтобы нас найти. Он о нас читал в очень старой летописи, которую неизвестно, как и откуда достал. Но он знает много, верь мне. У него есть какой-то удивительный источник, из которого он черпает свои знания, но я не ведаю, откуда он, и где можно этот источник найти, чтобы обезопасить его.
– О, не беспокойся! Зато я об этом очень хорошо ведаю! Я знаю этот «источник»!.. Это его дивная библиотека, в которой старейшие рукописи хранятся в несметных количествах. Для них-то, думаю, и нужна Караффе его длинная Жизнь... – мне стало до смерти грустно и по-детски захотелось плакать... – Как же нам уничтожить его, Север?! Он не имеет права жить на земле! Он чудовище, которое унесёт миллионы жизней, если его не остановить! Что же нам делать?
– Тебе – ничего, Изидора. Ты просто должна уйти. Мы найдём способ избавиться от него. Нужно всего лишь время.
– А за это время будут гибнуть невинные люди! Нет, Север, я уйду только тогда, когда у меня не будет выбора. А пока он есть, я буду бороться. Даже если нет никакой надежды.
К Вам привезут мою дочь, береги её. Я не смогу её сберечь...
Его светящаяся фигура стала совершенно прозрачной. И начала исчезать.
– Я ещё вернусь, Изидора. – прошелестел ласковый голос.
– Прощай, Север... – так же тихо ответила я.
– Но, как же так?! – вдруг воскликнула Стелла. – Ты даже не спросила о планете, с которой пришла?!.. Неужели тебе было не интересно?! Как же так?..
Если честно, я тоже еле выдержала, чтобы не спросить Изидору о том же! Её сущность пришла извне, а она даже не поинтересовалась об этом!.. Но в какой-то мере я наверное её понимала, так как это было слишком страшное для неё время, и она смертельно боялась за тех, кого очень сильно любила, и кого всё ещё пыталась спасти. Ну, а Дом – его можно было найти и позже, когда не останется другого выбора, кроме, как только – уйти...
– Нет, милая, я не спросила не потому, что мне не было интересно. А потому, что тогда это было, не столь важно, как-то, что гибли чудесные люди. И гибли они в зверских муках, которые разрешал и поддерживал один человек. И он не имел права существовать на нашей земле. Это было самое важное. А всё остальное можно было оставить на потом.
Стелла покраснела, устыдившись своего всплеска и тихонечко прошептала:
– Ты прости, пожалуйста, Изидора...
А Изидора уже опять «ушла» в своё прошлое, продолжая свой удивительный рассказ...
Как только Север исчез, я тут же попыталась мысленно вызвать своего отца. Но он почему-то не отзывался. Это меня чуточку насторожило, но, не ожидая ничего плохого, я попробовала снова – ответа всё также не было...
Решив пока что не давать волю своему воспалённому воображению и оставив на время отца в покое, я окунулась в сладкие и грустные воспоминания о недавнем визите Анны.
Я до сих пор помнила запах её хрупкого тела, мягкость её густых чёрных волос и необычайную смелость, с которой встречала свою злую судьбу моя чудесная двенадцатилетняя дочь. Я несказанно гордилась ей! Анна была борцом, и я верила, что, что бы ни случилось, она будет бороться до конца, до последнего своего вздоха.
Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы.
Караффа вернулся через несколько дней, чем-то очень расстроенный и неразговорчивый. Он лишь показал мне рукой, что я должна следовать за ним. Я повиновалась.
Пройдя несколько длинных коридоров, мы очутились в маленьком кабинете, который (как я узнала позже) являлся его частной приёмной, в которую он очень редко приглашал гостей.
Караффа молча указал мне на стул и медленно уселся напротив. Его молчание казалось зловещим и, как я уже знала из собственного печального опыта, никогда не предвещало ничего хорошего. Я же, после встречи с Анной, и неожиданного прихода Севера, непростительно расслабилась, «усыпив» в какой-то мере свою обычную бдительность, и пропустила следующий удар...
– У меня нет времени на любезности, Изидора. Вы будете отвечать на мои вопросы или от этого сильно пострадает кто-то другой. Так что, советую отвечать!
Караффа был злым и раздражённым, и перечить ему в такое время было бы настоящим сумасшествием.
– Я попытаюсь, Ваше святейшество. Что Вы хотите узнать?
– Ваша молодость, Изидора? Как Вы получили её? Вам ведь тридцать восемь лет, а выглядите Вы на двадцать и не меняетесь. Кто Вам дал Вашу молодость? Отвечайте!
Я не могла понять, что так взбесило Караффу?.. За время нашего, уже довольно-таки длительного знакомства, он никогда не кричал и очень редко терял над собой контроль. Теперь же со мной говорил взбешённый, вышедший из себя человек, от которого можно было ожидать чего угодно.
– Отвечайте, мадонна! Или Вас будет ждать другой, весьма неприятный сюрприз.
От такого заявления у меня зашевелились волосы... Я понимала, что пытаться увильнуть от вопроса не удастся. Что-то сильно обозлило Караффу, и он не старался это скрывать. Игру он не принимал, и шутки шутить не собирался. Оставалось только лишь отвечать, слепо надеясь, что он примет полуправду...
– Я потомственная Ведьма, святейшество, и на сегодняшний день – самая сильная из них. Молодость пришла мне по наследству, я не просила её. Так же, как моя мать, моя бабушка, и вся остальная линия Ведьм в моём роду. Вы должны быть одним из нас, Ваше святейшество, чтобы получить это. К тому же, быть самым достойным.
– Чушь, Изидора! Я знал людей, которые сами достигли бессмертия! И они не рождались с ним. Значит, есть пути. И Вы мне их откроете. Уж поверьте мне.
Он был абсолютно прав... Пути были. Но я не собиралась их ему открывать ни за что. Ни за какие пытки.
– Простите меня, Ваше святейшество, но я не могу Вам дать то, что не получала сама. Это невозможно – я не знаю, как. Но Ваш Бог, думаю, подарил бы Вам «вечную жизнь» на нашей грешной земле, если бы считал, что Вы этого достойны, не правда ли?..
Караффа побагровел и прошипел зло, как готовая к атаке ядовитая змея:
– Я думал Вы умнее, Изидора. Что ж, мне не займёт много времени Вас сломать, когда Вы увидите, что я для Вас приготовил...
И резко схватив меня за руку, грубо потащил вниз, в свой ужасающий подвал. Я не успела даже хорошенько испугаться, как мы оказались у той же самой железной двери, за которой, совсем недавно, так зверски погиб мой несчастный замученный муж, мой бедный добрый Джироламо... И вдруг страшная, леденящая душу догадка, полоснула мозг – отец!!! Вот почему он не отвечал на мой неоднократный зов!.. Его, наверняка, схватил и мучил в этом же подвале, стоящий передо мною, дышащий бешенством, изверг, чужой кровью и болью «очищавший» любую цель!..
«Нет, только не это! Пожалуйста, только не это!!!» – звериным криком кричала моя израненная душа. Но я уже знала, что было именно так... «Помогите мне кто-нибудь!!! Кто-нибудь!»... Но никто меня почему-то не слышал... И не помогал...
Тяжёлая дверь открылась... Прямо на меня, полные нечеловеческой боли, смотрели широко распахнутые серые глаза...
По середине знакомой, пахнущей смертью комнаты, на шипастом, железном кресле, сидел, истекая кровью, мой любимый отец...
Удар получился ужасным!.. Закричав диким криком «Нет!!!», я потеряла сознание...

* Примечание: прошу не путать (!!!) с греческим комплексом монастырей Мэтэора в Каламбаке, Греция. Мэтэора по-гречески означает «висящие в воздухе», что полностью соответствует потрясающему виду монастырей, как розовые грибы выросших на высочайших верхушках необычных гор. Первый монастырь был построен примерно в 900 году. А между 12 и 16 столетиями их было уже 24. До наших дней «дожили» всего лишь шесть монастырей, которые до сих пор потрясают воображение туристов.
Правда, туристам не известна одна весьма забавная деталь... В Мэтэоре существует ещё один монастырь, в который «любопытные» не допускаются... Он был построен (и дал начало остальным) одним одарённым фанатиком, учившимся когда-то в настоящей Мэтэоре и изгнанным из неё. Обозлившийся на весь мир, он решил построить «свою Мэтэору», чтобы собирать таких же «оскорблённых», как он, и вести свою уединённую жизнь. Как ему это удалось – неизвестно. Но с тех пор в его Мэтэоре начали собираться на тайные встречи масоны. Что происходит раз в году и по сей день.
Монастыри: Гранд Мэтэорон (большой Мэтэорон); Руссано; Агиос Николас; Агиа Триос; Агиас Стефанос; Варлаам расположены на очень близком расстоянии друг от друга.

Тонны нефтепродуктов, самой разнообразной грязи и невероятное количество мусора вот-вот будут выброшены в самое сердце Балтики. Загрязненными окажутся поверхность воды и побережья сразу нескольких государств: России, Финляндии и Эстонии. Три с половиной года у острова Гогланд лежит научно-исследовательское судно «Леонид Демин», выброшенное на берег во время шторма.
Сильный прибой медленно опрокидывает корабль размером с пятиэтажный дом. Судно уже раскололось на две части и в ближайшее время развалится вообще.

Брата «Келдыша» продали на металлолом

Защитники природы убеждены, что разрушение «Леонида Демина» станет настоящей экологической катастрофой и нанесет непоправимый вред Финскому заливу. О страшном конце знаменитого на весь мир научно-исследовательского судна «Смена» рассказывала в январе прошлого года. О перспективе экологической катастрофы мы предупреждали еще тогда. Сейчас угроза стала наиболее реальной.
Под советским, а затем и российским флагом судно, названное в честь академика Леонида Демина, обошло весь мир.

Исследовательский корабль являлся братом-близнецом знаменитого «Мстислава Келдыша». Того самого, что работал во время съемок на «Титанике» и попал в одноименный фильм. Летом 1995 года суда в паре проводили исследования на месте гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» в Норвежском море, а затем они же ликвидировали последствия жуткой катастрофы.

Дальнейшая судьба «Леонида Демина» оказалась довольно печальной. Долгое время судно не эксплуатировалось и просто стояло в Кронштадте. А в 2003 году его и вовсе продали латышам, которые собрались... порезать корабль на металлолом. В целях экономии прибалты решили своим ходом отогнать судно в Клайпеду (хотя им предлагалось распилить «Леонида Демина» прямо у пирса в Кронштадте). Во время последнего похода «Леонида Демина» случилось непоправимое: 29 декабря 2003 года поднялся шторм, волны оторвали гигантский корабль от буксира и выбросили его на скалистые берега Гогланда.
Прибалты бросили судно на произвол судьбы

С самого начала стало ясно, что снять старый корабль с мели невозможно, а резать прямо на месте слишком опасно. Судно превратилось в настоящую бомбу замедленного действия. Ведь на борту остались несколько десятков тонн дизельного топлива, машинное масло в агрегатах, емкости канализации и вода, использовавшаяся для технических нужд. Поняв это, латвийские коммерсанты просто бросили «Леонида Демина» на произвол судьбы. Никому не нужное судно лежит на гогландских скалах по сей день. Сильный прибой медленно заваливает корабль на бок. После того как он упадет окончательно, нечистоты и нефтепродукты выльются в Финский залив.

Брошенное судно уже успело изрядно попортить берега острова Гогланд. За прошедшие несколько лет на нем неоднократно случались пожары. Самый сильный из них произошел совсем недавно. Потушить огонь, полыхавший несколько дней и уничтоживший большой участок леса, удалось лишь по прибытии специальных пожарных кораблей из Кронштадта.

«Он просто развалится на части!»

В прошлом году брошенный корабль накренился на 45 градусов. Экологи, обследовавшие его несколько дней назад, утверждают, что сейчас «Леонид Демин» практически завалился на левый борт. Но и это еще не все!
– Судно буквально разломилось пополам, – рассказывает один из участников экспедиции эколог Владимир Киповский. – Прибой долго гнул его пополам, и вот теперь волны победили. Корабль буквально разорвало. Трещина увеличивается с каждым днем, и достаточно скоро «Леонид Демин» просто развалится на две части и вся грязь хлынет в Финский залив!

Сказать, когда именно развалится огромный корабль, сейчас не может никто. Принимать меры для того, чтобы этого не случилось, необходимо прямо сейчас. Экологическая катастрофа на границе с Евросоюзом неминуемо приведет к дипломатическому скандалу, а нефть и мазут будут вынесены течением прямо в акваторию Петербурга.

Сергей Андреев


В сердце Балтики взорвется бомба?

В этом году в Финский залив могут вылиться тонны горючего с брошенного корабля «Леонид Демин»

Специалисты-экологи и «зеленые» много говорят о вреде выбросов в атмосферу предприятий Петербурга и опасности, исходящей от мусоросжигательных заводов. Но мало кто знает, что в самом сердце Финского залива уже несколько лет находится самая настоящая бомба, последствия взрыва которой угрожают и России, и Эстонии, и Финляндии. На берегу российского острова Гогланд лежит брошенное всеми океанское судно «Леонид Демин». Сев на мель, оно стало оседать на один борт и в этом году может и вовсе упасть на бок.

В чистые воды Финского залива при этом выльются тонны горючего и машинного масла, оставшегося на корабле.

Брата Мстислава Келдыша» продали на металлолом
Все прекрасно помнят кадры из известного фильма «Титаник», на которых российское судно «Академик Мстислав Келдыш» опускает группу охотников за сокровищами к самому известному из затонувших кораблей. Техника, которой был оснащен наш корабль, в самом деле уникальна. Именно поэтому американцы и обратились к российской стороне за помощью в организации подводных съемок.

Оказывается, у «Мстислава Келдыша» есть брат-близнец. Точно такое же судно «Леонид Демин», снаряженное аналогичным оборудованием, строилось на той же самой верфи, а позже выполняло те же самые работы. В июле 1995 года суда в паре проводили исследования на месте гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» в Норвежском море, а затем они же ликвидировали последствия жуткой катастрофы.

Собственно после этого «Мстислав Келдыш» и отправился в Атлантический океан на съемки «Титаника». Его «брату», обошедшему с научными экспедициями весь земной шар, повезло куда меньше. Долгое время судно, приписанное к Кронштадту, не эксплуатировалось. В 2003 году компания «Росвооружение» и вовсе продала известное судно латвийской фирме на… металлолом. Члены экипажа плакали, когда сходили на берег вместе с вещами и передавали судно латышам. Расставаться с «Леонидом Деминым» было очень больно.

Последний поход
Предприимчивые латыши решили своим ходом отогнать исследовательское судно океанского класса к себе и уже там разрезать на металл. Хотя поначалу им и предлагалось пилить «Леонида Демина» прямо у пирса в Кронштадте. 29 декабря 2003 года судно, ставшее латвийским, отправилось в свое последнее плавание. Через Финский залив оно шло в паре со специально нанятым норвежским буксиром. Дурную шутку с теми, кто хотел разрезать «Леонида Демина» на металлолом, сыграла природа этих мест.

Ведь неспроста, рассказывая в известной всем сказке об острове Буяне, Александр Сергеевич Пушкин имел в виду именно остров Гогланд. Оказавшись недалеко от него, «Леонид Демин» и норвежский буксир попали в сильный шторм. Соединявший их трос оборвался. Буксир сумел уйти в сторону, а исследовательский корабль выбросило на берег Гогланда. Ни одна из предпринятых позже попыток снять его с мели не закончилась успехом. Корабль, по размерам сопоставимый с пятиэтажным домом, лишь больше увязал в прибрежном песке.

Судно бросили хозяева
Практически сразу стало ясно, что технической возможности снять океанское судно с мели не существует. Резать же огромный корабль на металл прямо на месте дорого и опасно. Ведь на борту остались несколько десятков тонн дизельного топлива, машинное масло в агрегатах, емкости канализации и не совсем чистая вода, использовавшаяся для технических нужд. Поняв это, латвийские коммерсанты просто бросили «Леонида Демина» на произвол судьбы.

Российская сторона долго грозила латышам судебным иском на 13 миллиардов рублей (такова сумма ущерба, причиненного природе несанкционированной свалкой металлолома), однако потом о брошенном судне все забыли. Сотрудники МЧС при этом уже в 2004 году провели интереснейшую «спасательную операцию». Варварскими методами они разграбили «Леонида Демина» - срезали рулевую рубку со всем оборудованием и вынесли с борта чудом сохранившиеся компьютеры.

От применения сварки для резки металла на борту начался сильный пожар, который тут же перекинулся на берег. Потушить огонь, полыхавший несколько дней и уничтоживший большой участок леса, удалось лишь по прибытии специальных пожарных кораблей из Кронштадта. Но и это еще не все! Свое черное дело сделали и суровые волны, каждый день бьющиеся о борт корабля, замершего у берега. Судно село на мель, так как стояло на воде. Под воздействием прибоя оно стало крениться на левый борт. К концу прошлого года крен превысил 45 градусов.

В этом году «Леонид Демин» запросто может упасть в воду и тогда все, что находится в его трюмах, - топливо, масло и фекальные воды - выльется в Финский залив. Пока, однако, об этой проблеме власти не задумываются. Брошенный корабль даже грабить некому, поскольку лежит он в закрытой пограничной зоне. С маяка, расположенного на Гогланде, кстати, прекрасно виден берег Финляндии.

Корабль-призрак
Попасть на борт брошенного корабля не так уж и сложно. Всего-то и нужно оказаться на Гогланде, договорившись с пограничниками. Корреспонденту «Смены» посчастливилось побывать в тех местах в 2005 году. На красивом берегу с огромными валунами и пышными деревьями «Леонид Демин» смотрелся как корабль-призрак… Внутри корабля практически везде лежали вещи, оставленные уходившими членами экипажа. В помещении камбуза по-прежнему стояли электрические плиты, на которых готовилась еда для исследователей и матросов, и мебель. Там же валялись разбитые тарелки и погнутые ложки. Практически во всех помещениях стояли новенькие огнетушители и висели не тронутые никем пожарные шланги. В гигантском помещении, служившем ангаром для вертолета и одновременно спортзалом, под потолком уцелела баскетбольная корзина. То тут, то там валялись книги и журналы самого различного содержания: от «Роман-газеты» за сентябрь 1988 года до Гражданского кодекса России.

Сложно представить себе, какой вред окружающей среде может причинить судно, из-за запасов горючего являющееся по сути бомбой замедленного действия.

Сергей Андреев

Лучшие статьи по теме