Туристический портал
  • Главная
  • Туризм
  • Особняк барона кельха (экскурсии на данный момент не проводятся). Особняк барона кельха (экскурсии на данный момент не проводятся) шаг: оплатить билеты

Особняк барона кельха (экскурсии на данный момент не проводятся). Особняк барона кельха (экскурсии на данный момент не проводятся) шаг: оплатить билеты

В XVIII веке купец Иван Бротер выкупает для своей любимой дочери участок на улице Чайковского, но так ничего на нём и не строит. На протяжении целого столетия эта земля переходит из рук в руки: когда в 1858 году его приобрёл греческий консул Кондоянаки, там располагался непримечательный двухэтажный дом. За год архитектор А. К. Кольман превратил его в особняк, выполненный в лучших традициях барокко. В 1896 году Варвара Петровна Кельх – наследница зажиточных сибирских золотопромышленников, выкупает этот дом. Она приглашает архитекторов В. И. Шене и В. И. Чагина для создания нового проекта усадьбы: старый особняк снесли и за пару лет на руинах возвели дом в духе французского ренессанса.

Варвара Кельх была не вполне довольна результатом и обратилась к архитектору Карлу Шмидту. И к 1903 году во внутреннем дворике особняка он построил готический флигель. В итоге особняк Кельха приобрёл весьма оригинальный вид и стал образцом поздней эклектики.

Если заглянуть внутрь, то можно обнаружить интерьер с более сложной структурой, сочетающей в себе различные стили. Готику и ренессанс здесь разбавляет изящный стиль рококо. Достоянием семьи Кельх была коллекция Фаберже: драгоценности, столовые приборы и, конечно, знаменитые на весь мир пасхальные яйца. Во времена империи пасхальную коллекцию Фаберже могли позволить себе только Александр Кельх и нефтяной магнат Людвиг Нобель.

В 1905 году супруги Кельх расстались, и их великолепный особняк был продан. После революции в нём разместилась Школа экранного искусства. На тот момент в мире ещё не было ни одного учебного заведения, которое специализировалось бы на обучении искусству кинематографа. Создатель кинокартины «Чапаев» С. Д. Васильев – самый знаменитый выпускник этой школы. В последующие годы особняк Кельха был домом престарелых, местом собраний РК КПСС Дзержинского района и отделением ЮНЕСКО. Здесь заседал первый мэр Санкт-Петербурга – Анатолий Собчак.

Во время Великой отечественной войны часть здания была разрушена фугасной бомбой. Здание удалось восстановить, но некоторые элементы архитектуры и детали интерьера бесследно канули в лету.

В конце 90-х особняк стал Домом юриста – его передали СПБГУ под юридический факультет. Четыре года назад дом закрыли на реставрацию, а с 2011 года передали в ведение Министерства Юстиций. В своё время на цокольном этаже особняка даже открыли ресторан, в том числе ради возможности собрать нужную сумму для реставрации, которая до сих пор не закончена. Особняк Кельха по-прежнему реставрируют, но некоторые помещения уже открыты для проведения различных мероприятий.

Это уникальное сооружение на улице Чайковского – достояние петербургской культуры. Вы не встретите здесь сумасшедшего скопления туристов, это один из немногих домов с богатой историей, который остаётся в тени и ловит изумленные взгляды случайных прохожих.

НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ЭКСКУРСИЯ НЕ ПРОВОДИТСЯ

Адрес: Чайковского, 28

Особняк Кельха – часть уникального архитектурного наследия Санкт-Петербурга. Это здание, кажется, дышит богатством и роскошью, которые захватывают дух абсолютно каждого посетителя.

Присоединиться к экскурсии в особняк Кельха и собственными глазами увидеть его великолепные интерьеры Вам предлагает «Ленинградская симфония».

ЭКСКУРСИЯ В ОСОБНЯК БАРОНА КЕЛЬХА: В ВЕЛИЧЕСТВЕННОМ МИРЕ РОСКОШИ И БОГАТСТВА

Экскурсия в особняк Кельха – прекрасная возможность увлекательно и познавательно провести время. Опытные экскурсоводы расскажут Вам о нелегких судьбах владельцев здания, об истории создания особняка и его дальнейшего существования.

Переступив порог дома Кельха, Вы сразу же попадаете в иной мир – мир изысканного парадного интерьера. Стоит ли удивляться, ведь обладательница столь роскошного особняка была настоящей богачкой: Варвара Петровна Кельх унаследовала золотые прииски, ежегодный доход от которых составлял 32000 кг золота.

Вы увидите итальянский мрамор, изысканную лепнину, резное дерево, живописные арабески, уникальные скульптуры, бронзовые канделябры, необычные витражи. Настоящие эстеты архитектуры оценят органичное и тонкое переплетение разных стилей в особняке барона Кельха: барокко, модерна, готики, рококо, романтизма.

Благодаря экскурсии Вы узнаете удивительные факты из жизни владельцев этого особняка: на что тратили космические суммы Варвара Петровна и Александр Федорович; почему Варвара Петровна эмигрировала в Париж, а Александр Федорович разорился и был арестован.

Убедиться в том, что особняк Кельха по праву носит имя «жемчужины Санкт-Петербурга», Вы можете, только увидев его наяву. «Ленинградская симфония» гарантирует: день Вы проведете незабываемо!


Гостей ждут парадные залы одной из жемчужин Старого Петербурга - Особняка военного министра графа Милютина. Во время прогулки по комнатам и залам особняка гид расскажет историю здания и его владельца - реформатора, последнего генерала-фельдмаршала Российской империи Дмитрия Милютина, который, в частности, повлиял на указ об отмене жестоких уголовных наказаний - плетей, розог, клеймения, приковывания к тележке и прочего.

    м. Гостиный двор, Особняк военного министра, Садовая ул., 4


Особняк мецената Половцева сохранил свои исторические интерьеры, над которыми в XIX веке работали архитекторы Месмахер, Брюлло и Боссе. В доме находятся уникальные парадные комнаты - Белый и Бронзовый залы, будуар с эркером, Библиотека и отделанная кожей и орехом столовая. Во время экскурсии гости узнают интересные факты из истории особняка, которая причудливо смешивается с историей жизни южноамериканского революционера Франциско Миранды, графа д"Артуа (французского короля Карла Х), Екатерины Дашковой и жизнью хозяйки дома Надежды Половцовой, приёмной дочери придворного банкира Штиглица.

Подробнее о предстоящих экскурсиях можно узнать .

    м. Адмиралтейская, Большая Морская ул., 52


Первым владельцем этого особняка в Литейной части был прадед Александра Пушкина Абрам Ганнибал, а затем его сыновья. В начале XIX века они продали здание сенатору Ивану Неплюеву, а уже в 1855 году его приобрёл князь Пётр Трубецкой, для которого архитектор Боссе оформил особняк в разных исторических стилях, их можно увидеть по сей день. Весной 2012 года, во время реставрации сооружения, между перекрытиями был найден тайник со столовыми приборами, украшениями и наградами XIX–XX веков. На большинстве предметов стоял герб рода Нарышкиных - свидетельство того, что клад являлся фамильной коллекцией, которую хозяева решили спрятать после революции 1917 года, полагая, что скоро в России всё вернётся на круги своя и тогда уже можно будет вернуться за кладом. Для участия в экскурсии потребуется запись .

    м. Чернышевская, ул.Чайковского, 29


Дом Кельха, по мнению многих горожан, является жемчужиной Петербурга. В самом конце XIX века участок на улице Сергиевской (нынешней улице Чайковского) приобрела Варвара Петровна Кельх. Особняк для Варвары Петровны и ее мужа выстроили с соответствующей положению хозяйки роскошью. Лицевой фасад был решен в духе Французского Ренессанса и облицован песчаником розового и светло-желтого тонов. Внутренние интерьеры поражали современников своим богатством и разнообразием стилей: ренессанс, готика, рококо - ни одно помещение не похоже на другое. В начале июня особняк начали реставрировать. Обновленным единственный в городе готический дом предстанет уже в этом году. Обещают проводить экскурсии на постоянной основе, а пока предлагают записываться , чтобы не пропустить первую возможность.

    м. Чернышевская, ул. Чайковского, 28


Это неприметное здание в промышленной зоне Васильевского острова хранит множество секретов и тайн былых времен. Именно здесь, если верить многочисленным преданиям и легендам, спрятано мистическое зеркало графа Дракулы. Обшарпанные стены, сохранившиеся лепные узоры, камины и огромные подвесные люстры и по сей день отражают всё былое величие старинного особняка. Этот дом - один из адресов, который в скором времени Санкт-Петербург может потерять навсегда, поэтому просто необходимо успеть с ним ознакомиться. В особняк водят экскурсии , а ещё устраивают для страждущих фотосессии по предварительной договоренности.

    м. Василеостровская, Кожевенная линия, 27

В апреле 2016 года впервые прошел День открытых экскурсий в недоступные для посещения памятные места, куда не пускают любого желающего в обычный день. Дом Елисеевых стал одним из адресов на карте этого события. Этот четырех этажный дом в середине XIX века построили по проекту архитектора Николая Павловича Гребенки, что возвел в городе просто немыслимое число доходных домов и особняков для петербургских снобов и видных деятелей. Архитектурные решения мастера дошли до сегодняшнего дня без заметных изменений. Тогда тут размещалась лавка торгового дома «Братья Елисеевы», о чем напоминают массивные витринные окна первого этажа. Ныне тут базируется университет ИТМО и показывают выставку световых инсталляций и голограмм Magic of Light. Так что помимо интересной экспозиции можно и с шикарными интерьерами познакомиться на

Несколько лет, проходя мимо дома №28 по улице Чайковского, любовался интересными решениями оформления фасадов.

Но все мои попытки попасть вовнутрь были обречены на провал.

Я уже знал, чей это был дом, кто архитекторы, когда был построен и ковырял информационные поля в интернете. На каком-то сайте увидел, что, оказывается, есть люди, которые предлагают экскурсии за определенную сумму в определенное время. Даже однажды пытался дозвониться по указанным телефонам. Контакта не получилось, и я успокоился. И вот перед праздником «День КГИОП» вижу информацию о возможности свободно попасть на экскурсию в приглянувшийся мне домик «особняк барона А.Ф. Кельха». Для этого нужно в пятницу подойти к КГИОП с 10:00 до 16:00 и записаться, чтобы в субботу, а праздник именно в субботу, подойти в назначенное время и проникнуть с экскурсией в те самые облюбованные, желанные помещения.

Волей случая, мне по заданию моего руководства, необходимо было попасть на беседу к специалистам КГИОП и встреча была назначена на пятницу в 9:30. Поразмыслив о возможности опоздания и возможных длинных «советских» очередях (а люди туда пришли в основном очень преклонного возраста), я решил подойти пораньше. В 8:40 я завернул с улицы Росси за угол и увидел небольшую очередь у парадной. Занял очередь и обнаружил, что эти 30 человек – только частица очереди. Основная часть (бабушки) надавив на кнопки жалости охраны, проникли внутрь здания. Погода была очень ветреная и холодная. Очередь постепенно росла и ширилась, сетуя о забытых дома теплых свитерочках и кофточках. Появились люди, заходящие в двери минуя очередь. Бабушки насторожились и выставили свой пропускной пункт у дверей. Работникам КГИОП пришлось доказывать свою причастность к аппарату охраны памятников и только после этого дверь освобождали для входа на рабочее место. Время посещения специалиста я решил сдвинуть до момента получения записи на экскурсию. В 10:00 толпа постепенно переместилась на третий этаж, в огромный кабинет, где стояло 5 столов с работниками КГИОП. На каждом столе производили запись на конкретную экскурсию. Где куда записывали – неизвестно. Те кто первый попал к столам, начинал шуметь, что он хотел не сюда, но выбраться было ОЧЕНЬ сложно… Постепенно всё успокоилось и я попал именно к тому столу, где записывали «на Кельха». Выйдя на улицу покурить в 10:20 услышал за собой громкий голос сотрудника, информирующий толпу на улице, что «на Кельха» запись окончилась. Мест – нет! Шум толпы. Я покурил и пошел на прием внутрь под испепеляющими взглядами озябших любителей архитектуры, стоящих на улице.

Те, кто хорошо знает этот объект и его историю, думаю, не обидится, если я буду некоторые предложения заимствовать из интернетных повествований. Я не буду рассказывать историю самого участка застройки, хотя она тоже интересна, а сразу начну говорить о том, что молодая семья Кельхов в 1896 году решила заказать строительство нового дома у популярных архитекторов Санкт-Петербурга – В.И. Шене и В.И. Чагина. За два года ими был построен лицевой корпус в стиле французского ренессанса. Он облицован розовым и светло-желтым песчаником. Фасад акцентирован аттиком, увенчанным высоким шатром.

Наверное, нужно сказать о самой семье… Варвара Петровна Базанова происходила из очень богатой семьи московских купцов. Ее дед, Иван Базанов, основал несколько предприятий в Сибири, включая золотые прииски, компанию по строительству железных дорог и пароходство, в которых он был главным акционером вместе с партнерами Яковым Немчиновым и Михаилом Сибиряковым. После смерти отца Варвара и ее мать Юлия унаследовали семейные богатства и основали новую компанию совместно с Константином Сибиряковым. Варвара в 1892 году вышла замуж за Николая Фердинандовича Кельха, сына петербургского потомственного почетного гражданина. Двумя годами позже он скончался.

Как часто случается в России, брат Николая Александр в том же году женился на богатой молодой вдове, что, возможно, произошло из соображений пользы дела, так как, в соответствии с добрачным контрактом, практически все богатства оставались в руках Варвары. С 1900 года супруги стали жить под одной крышей, но их совместная жизнь не задалась и в 1905 году они оформляют раздельное проживание.

В 1912 году Варвара Петровна уехала в Париж. В 1915 году Кельхи официально развелись. А. Ф. Остался в России, пытался заново начать жизнь, второй раз женился. После 1917 года он работал рабочим на одном из своих заводов в Сибири, бедствовал. В двадцатые годы А. Ф. Кельх вернулся в Петербург, но не смог найти работу, нищенствовал, торговал на улице сигаретами. В. П. Отправляла ему деньги, звала уехать в Париж. В 1930 году А. Ф. Был арестован, был сослан в лагеря, дальнейшая его судьба неизвестна.

Суббота! Мы с женой открываем заветную дверь и входим в вестибюль. Всё ожидаемо и знакомо (виртуально) но всё равно празднично и красиво. По требованию охраны подошли к столику со списками и, предъявив паспорта, получили разрешение пройти в следующую дверь для ожидания времени экскурсии. Экскурсоводов было несколько. Восемь групп из 20 человек водили по особняку по 30 минут. Всего записано было 160 человек. Теперь историю о мытарствах я прекращаю и начну рассказывать о самом особняке.

Поражает, прежде всего, отделка итальянским мрамором разных цветов - белого, розового, серого, коричневого. Затем взгляд приковывает прихотливый, характерный для модерна изгиб беломраморной лестницы. Стены вестибюля оформляют четыре живописных полотна конца XIX века с романтическими пейзажами. Между ними - лепной декор.

Не получилось резкой фотографии, а так хочется показать причудливое чудовище у основания лестницы...

В верней части пилястр изображение мужской головы. Считается, что это изображение братьев Александра и Николая Кельхов.

Часть входной двери и часть потолка вестибюля. Уже при входе поражает работа резчиков по дереву.

Потолок оформлен живописными арабесками, в его средней части - лепнина, ее главный элемент - лавровый венок, обрамляющий живописное полотно.

За поворотом поднимаемся на верхнюю площадку. Второй этаж. В левой части снимка видно аркаду. Арки опираются на пилястры и колонны из мрамора.

В нишах расположены мраморные копии скульптур А. Кановы - "Пробуждение" и "Венера Италийская".

Третья ниша тоже предназначалась для скульптуры, но потом в ней установили зеркало. По сторонам зеркала бронзовые канделябры с фигуркой крылатой Ники стоящей на шаре.

Потолок со световым фонарем украшен полихромным витражом. Под потолком помещены десять живописных полотен. Огромная люстра золоченой бронзы довершает необычайно пышное оформление парадной лестницы.

Переходим в Малую гостинную.

В Малой гостиной сохранилась скульптура, живопись, карнизы красного дерева с золочеными деталями, паркет, подоконники белого мрамора. Выход на уцелевший эркер оформлен по сторонам скульптурой - кариатидами египетского облика с лепными факелами над ними. Над проемом, ведущим в эркер - десюдепорт с изображением жертвенника с головой ягненка на нем, опрокинутой корзиной роз, голубей. Над дверью в Белый зал - изображение Амфитриты в окружении морских обитателей. Над дверью, ведущей на лестницу - изображение полуобнаженной женщины с павлином и ягненком. Слева от нее - бюст мужчины. Стены оформлены продольными лепными барельефами. Пространства между ними были закрыты штофными панно в виде букетов цветов.

Огромный живописный плафон занимает весь потолок, рамой для него служит позолоченный карниз гостиной.

Первый и третий этаж занимали жилые помещения. Интерьеры отличало свойственное модерну разнообразие используемых материалов, тщательность их обработки, единство оформления каждого помещения.

Верхний кабинет.

Интерьер выполнен в стиле барокко, отделка из орехового дерева. В оформлении дверей и центрального окна использованы колонны коринфского ордера. Монументальный камин сделан из лабродорита по образцу камина, находящегося в одном из залов Ратуши в Брюгге, выполненный в XVI в. Ланселотом Блонделем. В первом ярусе обрамления камина использованы колонны, на которых находится второй ярус антаблемента и сложная многофигурная композиция третьего яруса. В центре композиции ниша, в глубине которой изображение ворот, перед которыми стоит рыцарь, держащий в руке поднятый меч. По сторонам ниши пилоны с изображением гениев в венках, с двух сторон центральной части - консоли, на которых размещены женские фигурки в средневековых одеждах. В центре навершия - щит с буквами «КА» - Александр Кельх. Освещено помещение двумя люстрами из шпиатра. Стены украшали гобелены.

В декоре потолка наряду с резными композициями из дерева в виде цветов, листьев, гирлянд в крестообразных филенках потолка помещены изображения грабель, молота, косы, лопаты, мастерка, композиции со щитом, перегороженным косой перевязью на две части, в правой части помещена шестиконечная звезда.

Дверь в столовую.

Дверь в бильярдную.

Рядом с Верхним кабинетом располагалась бильярдная, решенная в форме ренессанса. Для оформления использован дуб. Камин выполнен в виде арки из белого мрамора. По сторонам камина расположены два угловых дивана, приподнятых на ступень. Обивка выполнена из тисненой кожи. Из предметов мебели сохранился шкаф-подставка для киев. В филенках потолка помещены панно с арабесковой росписью. Сохранилась люстра темного металла.

Помещение не готовилось для экскурсии и было закрыто. Удалось сфотографировать только потолок.

Белый зал занимает среднюю часть корпуса с окнами на юг (ул. Чайковского). Белый мрамор использован для облицовки нижней части стен, обрамлений дверей и для стенных пилястр ионического ордера. Интерьер решен в стиле «второго рококо». Стены украшены лепными композициями в виде букетов цветов, листьев аканта, букетов с включением музыкальных инструментов, лука со стрелами. В полуциркульных композициях под потолком помещены скульптуры играющих путти. Между окнами помещены огромные зеркала. Беломраморные обрамления дверных проемов дополнены вставками из розового мрамора. Над дверьми скульптурные композиции с крылатыми грифонами и живописные десюдепорты с цветами. Паркет из разных пород дерева выполнен в виде ковра с букетами по углам и сетчатым декором по остальному полю. Освещается зал люстрой из золоченой бронзы, изготовленной на Санкт-Петербургской фабрике Штанге Лука в 1848 г.

Камин из светло-серого итальянского мрамора, с авторской подписью «M. Dillon, 1899». Камин состоит из трех частей: собственно камина, надкаминной полки со скульптурной группой и надкаминного панно с многофигурным барельефом. Топка камина выполнена в виде мраморной раковины, внутри которой на держателе в виде скрученных листьев аканта закреплена раковина из полированной латуни. Нижний ярус камина оформлен волютами. На каминной полке - скульптура «Пробуждение весны». Рельеф надкаминного панно состоит из взлетающей вверх женской фигуры в развевающемся одеянии, играющей на лютне, увитой розами.

Ну и теперь самое интересное помещение. Готическая столовая.

Столовая выдержана в формах готики. Стенные панели, потолок, мебель , обрамление дверных проемов и выхода на эркер выполнены из орехового дерева. В окна, разделенных переплетами на узкие вытянутые части, помещены витражи. Потолок представляет собой композицию из пяти килевидных арок. Распор свода сдерживается горизонтальными аркбутанами, опирающимися на консоли восточной и западной стен. Консоли декорированы гирьками и фигурами химер, в основании консолей изображения пляшущих человечков. Стены украшены фризом, где помещены щиты с гербами.

В столовой находится огромный камин. Топка облицована желтым отделочным кирпичом. Обрамление трехъярусное резное, первый ярус оформлен колоннами, средний представляет собой сложный антаблемент с геральдической композицией в виде щита с монограммой хозяев под рыцарской маской. Щит поддерживают олень и конь. По сторонам средней части две консоли, оформленные резными гирьками, на которых установлены фигуры мужчины и женщины в средневековых одеждах под резными балдахинами. Верхний шатровый ярус оформлен резьбой, в виде стилизованного орла.

На антресолях был установлен концертный орган.

Хорошо видны ниши для расположения клавиатуры ног и двух мануальных.

С северной стороны расположена винтовая лестница, ведущая на антресоли.

Освещается зал двумя люстрами, выполненными в виде ажурных ободов из сплава шпиатра, и небольшим светильником из того же материала, расположенным в эркере. Восемь витражей выполнены в 1898 г. в мастерской Эрнста Тоде в Риге.

Ну вот и всё, что удалось мне увидеть при этой экскурсии. Еще хочу добавить, что работа Шене и Чагина не удовлетворила Варвару Петровну Кельх. По её желанию дальнейшие работы на участке вёл уже другой архитектор - К. К. Шмидт. Им к 1903 году были построены дворовой корпус, конюшни. Дворовому флигелю зодчий придал строго готические черты. Конюшни же выполнены в стиле модерн, что может означать привлечение к работам другого архитектора.

Это вид из окна. Во двор, пока, не удалось попасть.

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Лучшие статьи по теме