Туристический портал
  • Главная
  • Финляндия
  • Остров им залита как добраться. Талабские острова: достопримечательности, фото. Остров любви и веры

Остров им залита как добраться. Талабские острова: достопримечательности, фото. Остров любви и веры


Блог "Познай свой край родной" представляет собой виртуальное путешествие для детей по Псковскому краю и является воплощением в Интернет-пространстве основных материалов проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова «Познай свой край родной!».


Данный проект был разработан и реализован в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова в 2012-2013 гг. - Библиотеке – Центре общения и информации, Детской экологической библиотеке «Радуга», Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и в инновационно – методическом отделе Центральной городской библиотеки.


Главная цель проекта - в основных чертах дать представление об историческом прошлом Псковского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края.

Проект объединил единой целью работников библиотек, участников образовательного процесса и родителей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).


Псков. Фот. Петра Косых.
Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Псковская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных ученых, писателей, художников.

Партнёры по реализации проекта:

Школы города:
· Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова (учитель нач. классов Григорьева Валентина Ивановна)
· Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя России А. Ширяева (учитель нач. классов Овчинникова Татьяна Павловна)
· Погранично – таможенно – правовой лицей (учитель нач. классов Иванова Зинаида Михайловна)

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования :
Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО

Псковский государственный университет
Бредихина Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ.

Редактор блога:
Бурова Н.Г. - зав. отделом информационно-коммуникационных технологий ЦГБ г. Пскова

В настоящее время, несмотря на то, что проект, первоначально явившийся основанием для создания данного ресурса, завершён, наш краеведческий блог продолжает успешно существовать и развиваться. Являясь по своей сути информационно-познавательным ресурсом и хорошим подспорьем для тех, кто хочет познакомиться поближе с Псковом и удивительным Псковским краем (в особенности это касается ребят), - будь-то открытие памятника в г. Пскове или на территории Псковской области, впечатления от поездки в один из уголков Псковщины, создание новой краеведческой игротеки или фотогалереи и, конечно же, мы всегда сообщаем нашим читателям о выходе в свет новых книг о Пскове, рассчитанных на юных краеведов.

Материалы данного блога могут быть использованы и на школьных занятиях, и на библиотечных мероприятиях, а могут быть и прочитаны просто так - для самообразования!

Мы ждем на страницах нашего блога всех неравнодушных к истории Пскова и Псковского края ребят, и, в свою очередь, обещаем радовать наших посетителей новыми материалами. Кстати, обновления блога можно проследить в разделе

Достопримечательности

Когда мы произносим - Псковская земля, у многих возникает стереотипная картина дремучих лесов или полей, где «только не сжата полоска одна...» и торчащих над всем этим задумчивых маковок церквей. Но псковичи осваивали также и водные угодья, о чем напоминают, например, Талабские острова на Псковском озере.

Часто забывают, что Псковщина ещё и край множества рек, речушек и болот, питаемых большим Псковско-Чудским озером. И это, знаете ли, объект немного сложнее большой пресноводной лужи. Обладающее развитой экосистемой, поддерживающее множество видов рыб и птиц, неудивительно, что быстро обросло кольцом , связанных с водными промыслами. Из сохранившихся названий (а это эст. Peipsi-Pihkva järv, нем. Peipussee) мы можем сделать вывод что, на владение им издавна претендовали разные народы. А сейчас берега, а также острова Псковского озера и Чудского, обжили Российская Федерация с Эстонией.

Псковско-Чудское озеро

Когда мы говорим об островах на Псковском озере, стоит помнить, что этот часть акватории Псковско-Чудского комплекса озёр. Кроме вынесенных в название Чудского и Псковского, сюда входит озеро Тёплое, вытянувшееся в узкую полосу между эстонским и российским берегами. Как и большинство озёр северной Европы, данный комплекс представляет собой реликт отступившего ледника. Реликтовое происхождение даёт учёным богатую пищу для исследований, в виде выходящих местами на поверхность девонских и силурийских пород. Конкретно историков больше занимают исследования Чудского озера, название которого происходит от обобщенного именования финно-угорских народов и древних эстов. А именно, случившийся на нём религиозный диспут между Тевтонским Орденом и князем Новгородским Александром Ярославичем. И археологические находки с места сей значимой баталии, всё ещё ждут своих первооткрывателей.

Остров Талабск

Талабск представляет из себя остров на Псковском озере , самый восточный из трёх, входящих в одноимённый небольшой архипелаг. Также иногда применяется название - остров им. Залита, данное советской властью в честь комиссара Яна Залита. Из-за своего удачного расположения посреди богатого рыбой и птицей водоёма, острова быстро обживаются людьми, первые рыбаков предлагают отнести к X веку. Хотя площадь его территории составляет всего 0,62 км², этот клочок суши не может пожаловаться на лишённую событий . Здесь в 1581 году размещался отряд стрельцов, пытавшийся по воде пройти на помощь осаждённому Пскову, пользуясь отсутствием флота у поляков. А год 1587 отмечен такой записью в летописных книгах - «дворовое пустое место подошло под церковку». И этими словами начинается история Николая Чудотворца, и по сей день стоящей на острове. Она пережила нападение шведов, перестройки в белокаменный храм, а также эпидемию холеры на острове, по преданию остановленную найденной на чердаке одного из посадских людей Божьей Матери «Одигитрия», почитающейся чудотворной. А после кратковременного закрытия в 1939 храм возобновил богослужения в 1947.

Остров Верхний

Верхний - второй по величине остров на Псковском озере . Из-за густого леса, покрывающего остров, здесь никогда не было значительных размеров постоянного . Известно, что в 1470 году, именно благодаря «дикости» здешней , псковскими монахами тут основан мужской монастырь, в честь первоапостолов Петра и Павла. И несмотря на многие испытания, такие как разрушение монастыря шведами во время Северной войны, или закрытия прихода в рамках антирелигиозной политики в 1920-е годы, каменная церковь функционирует до сих пор. В те же 20-е остров обретает и своё альтернативное название - остров имени Белова. Хотя и следует признать, что для постоянно проживающих на острове 28 человек (по данным на 2010й год) храм может показаться излишеством, в летний период на остро стекаются как паломники, так и просто отдыхающие. К тому же, в середине XIX века население архипелага достигало 2000 человек. Сейчас острова утратили своё экономическое значение, но зато отлично вписываются в зону рекреации, распространённую на всё побережье. Чему способствует низкая экологическая нагрузка на водоём.

July 22nd, 2016

Талабские острова - группа из трёх островков в Псковском озере к северу от места впадения реки Великой. Иногда их называют «Псковской Исландией», много общего имеют они с далёкими северными островами. Там свой особый климат во всех смыслах - как географическом, так и человеческом, там и обособленность сознания, характерный островной менталитет, там свои приметы и поверья, вплоть до «скрытого народа», там и своя священная рыба: у исландцев это кит, а у талабов, как и у их южных материковых соседей-сетуков, это… снеток.


Добираться до них и сложно и не сложно. Более легкий вариант, на машине нужно доехать до д. Большая Толба, оттуда на на маршрутном катере до островов. У катера имеется расписание и ходит он не каждый день. Ещё легче сразу во Пскове заказать акватакси. Я добирался более сложным путем. Сев на маршрутный автобус 142 (идет 2 раза в день) во Пскове, доехал до д. Большая Толба. Катера не ходили, договоривался с рыбаками, которые идут на нужный мне остров (типа аквастоп).

На фото, у впадения реки Толбы в озеро провожают путников старые электрические столбы с иконами, благословляющие "по морю плавающих".

Крохотный остров Залита на Псковском озере - часть Талабского архипелага - известен всему миру. Прославился он благодаря святой жизни старца протоиерея Николая Гурьянова, жившего на этом острове более 50 лет и служившего в храме св. Николая. Его называли «живым святым». Затворник с Залита предрек освобождение России от коммунизма, канонизацию царя, гибель атомных лодок "Комсомолец" и "Курск". Об особом духовном зрении батюшки - так его называли на острове - слагают легенды. По фотографиям он отыскивал без вести пропавших людей, вызволял из бандитского плена заложников, излечивал неизлечимо больных, уберегал от напастей.
На фото, перед храмом раскинулся Царский сад. По легенде Александр I прислал со своими подчиненными росток дуба,росток посадили Традиция укоренилась Последним кто посадил дерево был владыка Арсений в 1907 году. Так и появился на о.Залит Царский сад. В основном он состоял из каштанов и лип.

Репутация чудотворца к нему пришла тогда, когда старца отыскал спасшийся с атомной подлодки "Комсомолец" Игорь Столяров. Спустя годы невесть как уцелевший в страшной аварии моряк из Сибири приехал на Залиту. И сразу узнал в отце Николае того самого старца, что явился ему тогда, когда выбравшийся из трюма моряк терял сознание в ледяных водах Атлантики. Седобородый старик назвался протоиереем Николаем и сказал: "Плыви, я молюсь за тебя, спасешься". И исчез. Откуда-то появилось бревно, вскоре подоспела береговая охрана и спасатели".

Остров растянулся в длинну на 1.5 км и в ширину достигает 600 м. Если раньше на Залите проживало несколько тысяч человек,то сейчас постоянных жителей около 200 и летом благодаря дачникам начеление увеличивается до 1000 человек. По выходным многолюдно из за паломников. На сегодняшний день остров Залит своим необычным укладом привлекает все больше туристов. Культовое место среди паломников - могила отца Николая. 93-летний старец - протоиерей Николай Гурьянов скончался 24 августа 2002 года на острове Залита в Псковском озере.

Здешняя экзотика острова состоит ещё и в том, что, шагая по улице, можно увидеть до боли знакомые (по «ящику»!) лица. Не говоря уже о том, что эти места давно облюбовал знаменитый на всю Россию художник Пётр Оссовский, купил здесь дом заслуженный художник России Анатолий Кулинич, его коллега Сергей Смилга, а также прима Мариинского театра (СПб) Ольга Стронская и отечественная «Бони Тайлер» - Ольга Кормухина. На Залит несколько раз приезжала Людмила Путина. Видели тут и Валентину Толкунову, Нину Русланову. Навещал остров бывший всероссийский прокурор Валентин Устинов. Из других государственных деятелей не единожды светилась тут и Любовь Слизка.

В былые времена остров Залита выглядел аккуратно подстриженным, как дачная лужайка. А все потому, что «газонокосилками» работали коровы. Двести голов сжевывали траву. Сейчас коров нет,прибрежные воды заболочиваются и экология нарушается.

Вид с острова Залит на самый маленький Талабенец и за ним о. имени Белова.

Острова были заселены давно и носили имена Талабск (Залит), Талабенец и Верхний (им. Белова). Отсюда, с Талабских островов Псковского озера, Петр Великий собирал корабельных мастеров для строительства русской флотилии. Об этом читаем в легенде-былине «Антихрист»: «С Талабских островов да с Чудского озера многих корабельных мастеров и подручных в город пригнали, чтобы на лугу, на Великой реке, близ церкви Степана корабли против шведов править».

В годы революции население разделилось на белых и красных. Представители советской власти под предводителем Ивана Залиты оказались в меньшинстве и прибывший на подмогу отряд белых разбил большевиков, а самых рьяных революционеров связали и утопили в озере. Когда советская власть установилась на островах окончательно, в наказание жителям, острова были переименованы в честь революционеров И. Залиту и И. Белов

Памятник революционерам на острове.

Деревенска улица.

Клуб с памятником Ильичу.

Крест в честь Талабского полка. Надпист на кресте: "Воинам Талабского полка и всем погибшим за Бога,Царя и Отечество в Гражданскую войну 1918-1920г". Сначала батальон,а потом и полк был сформирован из рыбаков архипелага недовольных большевиками и вступившими в "белую" северо-западную армию Юденича.

В 1854 г. выстроена каменная часовня в честь святителя Николая в память чуда от образа святого, бывшего во время пожара 6 июля 1853 г. Часовенка воздвигнута была для «неугасимого горения елея».

Храм свт. Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585-1587 гг., что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями, которые, как и теперь, были рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 г. сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, основанный около 1470 г. в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла преп. Досифеем Верхнеостровским, память 8/21 октября (в 1584 г. обитель была приписана к Псково-Печерскому монастырю, а в 1764 г. — упразднена, храм же превращен в приходскую церковь). Вероятно, пострадал и Никольский храм на Талабске. В 1792 г. построен каменный храм. Он строился по традиции из известняковой псковской плиты.

В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора. В 1939 г. храм после сильного разорения был закрыт. Уничтожено все убранство. Куда были вывезены иконы — неизвестно. В 1947 г. храм вновь открыт для богослужений. Здесь настоятелем храма и служил отец Николай.

Дух рыбацкий чувствуется даже в храме, вместо коврика для ног- сети. Кстати, колокол Никольской церкви на острове Талабск служит звуковым мая-ком для рыбаков, находящихся на озере при сильном тумане или снегопаде.

Крест установлен в честь служения старца протоиерея Николая Гурьянова.

Летом многолюдно на острове.

Памятник войнам ВОВ.

Могила старца Николая.

Вход на кладбище

Всегда можно купить свежокопченого леща щуки или судака.

На острове чисто,каждый двор утопает в цветах.

Есть школа,девятилетка. В прошлом году на 1-ое сентября пришли 8 ребят.

Книжки с библиотеки.

Заглянул в магазин в надежде увидеть "шаром покати". Но, ассортимент позволяет и выпить и закусить. Тут же при магазине пекут свой хлеб,булочки. Считают по старинке,на счетах.

Коптильный цех какого то частника.

Главным - и единственным - занятием островитян всегда было рыболовство. Рыбу - знаменитый псковский снеток - отправляли в Петербург, Москву, Ригу, Варшаву. Талабский снеток сушили в специальных печах, которых на маленьких островах было более сотни. Ежегодно продавали от 160 до 300 пудов рыбы, что позволяло жителям этих скудных и бесплодных с сельскохозяйственной точки зрения земель жить весьма безбедно. Местные рыбаки значились среди поставщиков императорского двора.

Александровский посад-так стали называть Талабские острова при Александре I в плоть до 1917 года. О колхозе-миллионере, с третью всего вылова на Псково-Чудском водоеме, писали в газетах и снимали документальные фильмы.Кадры хроники - блестящее переливающееся рыбное море в озерных сетях.

У островитян есть свои секреты. Точнее, они не назовут их секретами, но в речи их, если слушать внимательно, время от времени появляются странные упоминания про «них». Для современных исландцев «они» - huldufolk (сокрытый народец) - нечто само собой разумеющееся, об этом много не говорят, но упоминать - не стесняются. Здесь же, на Талабах, с чужими говорить о «них» не принято. Тем не менее, уважение к ним у островитян в крови. Ещё менее ста лет назад люди жили здесь по Укладу, где-то он был записан, но все знали его как свод негласных правил: как ставить дом, чего нельзя делать и, в частности, как спрашивать разрешение…

Зимой когда замерзает озеро,сообщение с материком упрощается. По льду на санях или на машине.

Когда-то на островах в советское время были крепкие рыбные хозяйства, колхоз считался миллионером, ходили на железных сейнерах, ловили вдоволь снетка, сейчас же рыбы стало мало, колхозы развалились, большинству рыбаков делать нечего. Но до сих пор есть тут несколько преуспевающих частников: дружат они с сокрытым народом, уважают его, на озеро за рыбой выходят странным курсом,что-то делают недолго у Талабéнца(самого маленького острова), но никто, кроме них и их детей, не знает, что они там делают.

А я простояв час у пристани и найдя нужную лодку, отправился на остров имени Белого.

Старец протоиерей Николай Гурьянов

Чтобы добраться до Талабских островов , где 44 года прожил старец отец Николай и где он нашел свой последний приют, вначале надо доехать до села Большая Толба, что на берегу Псковского озера: примерно 24 километра от Пскова по Гдовскому шоссе. Проехав Нароново, увидите указатель направо: на Верхолино, а налево: Толба. Поворачиваем налево, на Толбу и едем минут 7-10. Справа, на кладбище среди деревьев - храм Святого Духа. Немного погодя, через 4-5 мин, видим слева магазин и вот появляется площадка, куда пристают лодки. Далее придется плыть на лодках минут 45-50, вначале по р. Толбе, а затем по Псковскому озеру.

Псковское озеро мелководное, средняя глубина 2,5-3 м, наибольшая-5,4 м. Чудское озеро имеет среднюю глубину-8 м, наибольшую-12,4 м. Чудское и Псковское озера соединяются протокой длиной 15 км, шириной 1,5-5 км, которая называется Теплым Озером. Когда мы оказываемся среди безграничных водных просторов, то видим вдали три острова: ближайший к нам и есть пункт назначения - остров Залит, левее - это остров Толбец, на нем не живут, а следующий за ним - это остров Белов, на нем виднеется храм Петра и Павла. Раньше там располагался Верхнеостровский монастырь, основанный в 1470 г. преп. Досифеем Верхнеостровским (память 8/21 октября).

Остров, на котором жил отец Николай, назван в честь местного большевика Яна Залита. Вместе со своими товарищами он пытался установить Советскую власть. Белогвардейцы, захватившие архипелаг, поймали его и вместе с соратниками утопили в озере. Происходило это осенью, когда шли непроглядные туманы. Четыре трупа всплыло, а вот Ян Янович Залит так и остался без вести пропавшим.

В 19 в. был страшный пожар , чудом не выгорел весь посад, благодаря образу святителя Николая. В 1866 г. благодарные Талабчане на главной набережной выстроили каменную часовню в честь святителя Николая для “неугасимого горения елея”.
24.05.1909-24.08.2002
При жизни старца Николая называли "живым святым". Он предрек канонизацию царя, гибель атомных лодок "Комсомолец" и "Курск". Об особом духовном зрении батюшки - так его называли на острове - слагают легенды. По фотографиям он отыскивал людей без вести пропавших, вызволял заложников из бандитского плена, излечивал неизлечимо больных, уберегал от напастей. Репутация чудотворца к нему пришла после того, как старца отыскал спасшийся с атомной подлодки "Комсомолец" Игорь Столяров. Спустя годы, неизвестно как уцелевший в страшной аварии, моряк из Сибири приехал на о. Залит. Он сразу узнал в отце Николае того самого старца, что явился ему тогда, когда выбравшийся из трюма моряк терял сознание в ледяных водах Атлантики. Седобородый старик назвался протоиереем Николаем и сказал: "Плыви, я молюсь за тебя, спасешься". И исчез. Откуда-то появилось бревно, вскоре подоспели спасатели".

Родился он 24 мая 1909 года в погосте Самолва Гдовского уезда Петербургской губернии и крещен в Свято-Михаило-Архангельском храме Кобылья Городищенского прихода. Закончил Гатчинское педагогическое училище, работал учителем биологии, математики и физики, поступил в Ленинградский педагогический институт, но так и не окончил его, а был исключен за то, что на собрании высказался против закрытия одного из близлежащих храмов. После этого он был репрессирован и семь лет провел в Сыктывкаре в заключении. Выйдя из заключения, Николай работал учителем в школах Тосненского района, так как в ленинградской прописке ему было отказано. Во время войны он не был мобилизован по причине болезни ног, которые он повредил себе шпалами на работах в лагере. После того, как Гдовский район был оккупирован немецкими войсками, Николай вместе с другими жителями был угнан немцами в Прибалтику. Здесь он становится студентом Виленской семинарии, открытой в 1942 году. Проучившись два семестра в ней, он был рукоположен в священный сан экзархом митрополитом Сергием (Воскресенским) в Рижском кафедральном Христорождественском соборе и затем служил на разных приходах Прибалтики. В 1949 - 1951 годах отец Николай обучался на заочном секторе Ленинградской семинарии, а в 1951 году был зачислен на первый курс академии, но, отучившись в ней заочно один год, продолжать далее обучение не стал. В 1958 году попал на остров Залит, на котором и провел остальные сорок четыре года своей жизни. Один из самых известных в современном русском православии 93-летний старец - протоиерей Николай Гурьянов скончался 24 августа 2002 года на острове Залита в Псковском озере. Сегодня остров Залит своим необычным укладом привлекает все больше туристов. Культовое место среди паломников - могила отца Николая.

Храм свт. Николая Чудотворца впервые упоминается в писцовых книгах в 1585-1587 гг. , первый храм был деревянный и строился местными жителями, которые, как и теперь, были рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 г. сильно пострадал. В 1792 г. был возведен каменный храм Св. Николая . Строился он по традиции из известняковой плиты, как и все псковские храмы. Четверик одноапсидный, одноглавый, бесстолпный. К нему примыкает трапезная и четырех-ярусная колокольня. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора.

В 1842 г. к храму был пристроен придел в честь чудотворной иконы Божьей Матери Одигитрии Смоленской . С большой земли перекинулась тогда на остров эпидемия холеры и охватила жителей посада. Смерть унесла жизни многих. И вот тогда некоему благочестивому прихожанину храма свт. Николая явилась во сне Смоленская икона Божией Матери и повелела, чтобы обнесли ее с Крестным ходом вокруг всего посада и холера тогда прекратится. В сонном видении сему человеку открылось и место, где до той поры хранилась эта святая икона - на чердаке одного из посадских домов. Все было сделано по слову Божией Матери и эпидемия прекратилась, а в память этого чудесного избавления от морового поветрия к Свято-Никольскому храму воздвигли предел.

В 1939 г. храм пострадал от безбожных властей: был закрыт, разорен, уничтожено все убранство; иконы вывезены в неизвестном направлении. И лишь после войны, в 1947 году, когда гонения на церковь практически прекратились и началось даже некоторое временное возрождение Православия, храм вновь открыли для богослужений, но только в Смоленском приделе.

В храме находится икона, которая считается главной святыней для островитян - чудотворная Смоленская икона Божией Матери, имеющий второе название "Благодатное небо", (28 июля). Она на голубом фоне.

В тяжелые смутные времена с этой св. иконы была похищена серебряная риза , и о. Николай сразу, как приехал на остров, постарался одеть Матерь Божью в подобающую Ей Царскую Порфиру. В этом помогли духовные чада батюшки. Игуменья Тавифа из Свято-Духовского женского монастыря в г. Вильнюсе взяла благословение и начала шить ризу Богоматери на голубом бархате. Сколько слез радости и боли сопровождали эту работу матушки-игуменьи знает, наверное, только Хозяйка ризы. Игуменья тяжело болела, у нее был сахарный диабет и она была почти слепа, просила о. Николая благословить помощницу для работы, но Николай молился о здоровье Тавифы ив 1960 году, после 2-х летнего труда, риза, наконец, была одета на эту св. икону Пресвятой Богородицы. Игуменья Тавифа, закончив работу умерла.

Рядом с храмом Святителя Николая величественный

Наше маленькое путешествие на остров Залит получилось совсем не так, как мы запланировали, но не менее интересно. В прошлом году мы ездили в Псков и на Талабские острова с экскурсией, в этом решили добраться самостоятельно и остаться на острове на несколько дней. Путевые заметки я написала ночью в поезде, во время получасовой остановки на станции.

До Пскова ежедневно идет замечательный фирменный поезд Псков-пасс, вечером садишься на Ленинградском вокзале и уже утром — там. В 7.30 утра мы вышли в Пскове и попытались поймать такси до Толбы, село находится в 40-км от города и оттуда можно добраться до островов.

Подъезжаем к Толбе, высаживаемся и оказываемся среди кучки местных рыбаков, которые в плащ-палатках грузят утренний улов рыбы. Говорят, рейсовый катер сломался и неизвестно когда будет. Просим отвезти нас до Залита, подходит главный — высокий загорелый рыбак с выжженым солнцем лицом и добрым прищуром, договорились, одеваем спасательные жилеты и садимся в моторную лодку. Ревет мотор, рассекая волны по глади озера, мы подскакиваем на лодке, пытаясь удержаться и вода такая серо-желтая, темная, сырая.

Подплываем к Залиту. Пасмурно и моросит мелкий дождь, тяжелые облака нависли над островом и похожи на зимние, наполненные снегом. В воздухе пахнет осенью и последними, октябрьскими георгинами. Изначально мы планировали сходить только на могилку старца Николая Гурьянова и поехать дальше, на остров Белов. Но только сошли с лодки на Залит сразу решили, что останемся здесь.


Где будем жить, у кого поселиться? Ничего не знаем, дождь, вокруг никого, идем к Храму. Я чувствую себя странницей, из вещей только рюкзак, две книги да пакет с сухарями и монастырскими пирожками на случай, если поесть не придется. Мысленно прошу послать нам добрую хозяйку-бабульку, чтобы и накормила или хотя бы чаю горячего дала. Храм еще закрыт, мимо пробегает женщина в черном, у нее спрашиваем где нам можно остановиться переночевать. Она продолжает бежать мимо нас, отвечая на ходу — идите к Нине, она подскажет. После Нины мы идем к Тамаре, а потом оказываемся на крыльце у бабушки Тани, там и поселились в бывшем хлеву, с умывальником из скважины и деревенским туалетом на улице.

Положили вещи и сразу в Храм, там в 10 утра начался молебен и освящение меда, первый медовый Спас. Батюшка Николай и все знакомые с прошлого года лица, ничего не поменялось и иконы все те же, старинные и расшитые бисером. Встретили паломников, несколько женщин из Москвы, они приехали сюда на три недели. Спрашиваю у них: ″а что так долго здесь делать?″)). ″Как что, — с удивлением отвечает одна, — мы здесь купаемся, дышим воздухом да грехи свои замаливаем за всю жизнь нашу грешную″.

Надышались деревенским воздухом, насмотрелись на пенные волны псковского озера и разбитые рыбацкие лодки на берегу, наслушались как кричат чайки и мерно скрипит им в унисон ржавый трейлер… пришли в свою ″келью без окон″ и под мерный шум дождя заснули богатырским непробудным сном. Просыпаемся, кругом полная темнота и света нет, а дождь все моросит и моросит. Идем к бабе Тане, она и говорит: ″Несчастливые вы девочки, мало того что дожди проливные начались сегодня, так еще и свет отключили. Звонила в город, сказали что пока найдут по болотам аварию, может и несколько дней пройдет. И вода сейчас кончится, у нас как свет отключают, так и вода кончается″.


Сбегали мы в магазин за парафиновыми свечками для бабы Тани и себе взяли десяток, вымокли все насквозь под дождем, а в хлеву нашем совсем холодно стало. Сжалилась над нами баба Таня, позвала к себе в дом, где посветлее. Сидим в доме у бабы Тани, едим картошку с луком, которую она нам нажарила, целую чугунную сковороду. Картошка такая вкусная, я в жизни такой не ела! Заводим осторожно разговоры, спрашиваем знала ли она старца Николая Гурьянова.

— Да его в деревне все знали! Всех он принимал пока на ногах стоял, и помогал всем! Я сама к нему три раза ходила. Однажды случился у меня перелом позвоночника, страшная болезнь и я вылечиться никак не могла. Только полежу две недели в больнице, вернусь домой и так болеть начинает, что снова в больницу. Не выдержала, в выходные сбежала из больницы и сразу к батюшке Николаю! А он и говорит, забирай все документы и ехай домой, поправишься. И с того дня я действительно, стала помаленьку поправляться и вот уже 30 лет живу, молитвами отца Николая!

— А молитва у него очень сильная! Сын мой потерял все документы на три отцовых машины и права, очень боялся гнева отца! Говорил что права-то ладно, их можно переделать, а как папа ругаться будет за документы! Весь дом перекрыли, все вверх дном подняли, а они как сквозь землю провалились. Я к батюшке Николаю пошла, сказала ему о своем горе-то, а он взял меня за плечи и говорит — иди, найдутся твои права. Прихожу домой, а права то нашли! За пианино щель была в полу, и лежали они в щели словно кто воткнул туда всю пачку, соседка их и нашла. Пришла в дом и первым делом спрашивает — ″а что это у вас там за бумажки в полу торчат?″ Вот какая молитва сильная, полчаса и не прошло!

— И сына мне помог батюшка найти. Пропал сын под Новый год, день его нет, два дня нет, уже не знаем куда звонить и что делать. Пошли к батюшке, он сказал — вернется твой сын, не переживай. Не успела до дома дойти, а он и домой пришел уже!

— А приехали ко мне тут семья одна. Бедная семья, из погорельцев, только одна машина и есть, даже жить негде. Ходили несколько раз на могилку Николая, прикладывали какие-то документы все, просили дом помочь построить. И приезжают через два года, такую домину отстроили близ Дивеево, говорят все батюшка помог им! Вот как бывает-то, каждый просит и всем помогает он. Сильная молитва у него, очень сильная.


Вечереет, дождь немного утих. Идем к батюшке Николаю на могилку, дорогу размыло и в воздух пахнет укропом и солеными огурцами, и рыбой. Заходим на кладбище, стая голубей стремительно вылетает из-под ног. Удивительно что голуби, городские птицы, живут здесь на острове и нигде их нет кроме как рядом с могилкой. Домик старца закрыт, его открывают только по утрам, когда паломники с Большой Земли приезжают. На обратном пути заходим к Тамаре, покупаем у нее копченого жирного леща за 200 рублей. Спрашиваем, не коптят ли жидким дымком? ″Что на нас креста разве нет? Вон ольховые поленья, приходите завтра утром, мы снова коптить будем, посмотрите. Будет судак и лещ, он пожирнее и теплый очень вкусный″.

Вечером снова сидим у бабульки в доме, отогреваемся горячим чаем, едим леща и угощаемся медом. Мед у нее необыкновенный, ароматный, со вкусом пчелиных сот. Спрашиваем, где здесь на острове купить хорошего настоящего меду? У меня, говорит баба Таня, у одной из всего острова ульи поставили на огороде. Приезжает из города специалист, наблюдает за новой породой пчел, а мне весь мед отдает, что насобирают за лето. Пчелы ругаются, когда мед у них отбирают, злятся, а потом новый к осени наносят.

Возвращаемся в свою келью, пить чай с сухарями. Зажгли свечи, читаем книги а пауки мирно плетут свои сети на ночь. Дождь усиливается и снова барабанит по крыше, света не дали и воды тоже нет. Смиряемся и ложимся спать, вещи все мокрые, даже просушить негде.



Последним утром с паломниками идем в домик где при жизни жил батюшка Николай Гурьянов. В прошлом году мне казалось ничего нет здесь, а в этом — каждая икона на стене знакома, и как же много у него икон Царских мучеников! Света по-прежнему нет, катер сломан, с острова не выехать. Мы идем к нашему дому и я думаю о том, что при жизни старец всегда отправлял народ с острова домой. Поможет ли нам? По пути встречается священник Николай, догоняю его и беру благословение ехать в Москву.

Собираем вещи и заходим к бабе Тане попрощаться. Приходит обедать Николай, сын бабы Тани. Оказывается, у него есть катер и он возит группы паломников, и нас подберет. Мы садимся к нему и уезжаем с острова, пока плывем ветер и дождь усиливаются, насквозь все мокрые. Бабушка Таня дает нам в дорогу ведерко с дымящейся жареной картошкой и просит не забывать ее. Машем ей рукой и обещаем вернуться летом.

Высаживаемся на берег, решаем вызвать такси и не ждать автобус, нужно еще успеть купить билеты на вечерний московский поезд. Рядом большой черный джип, мужчина выходит из него и сам предлагает добросить до Пскова. Оказались москвичи, Юра и Лена, приехали сюда ловить рыбу и решили поехать в Псков за червями, а то клева нет. Довезли нас до центра, оттуда на автобусе 17 доезжаем до вокзала и оказавшись у нужной кассы из трех, берем два билета на Москву. Две верхние боковые полки, ну какая разница! Это были последние билеты, за нами очередь стояла — им уже не хватило.

Едем в поезде, пьем сладкий чай из кружки с серебряным подстаканником и грызем сухари. На соседней полке спит сосед, на душе тепло и уютно как в мягчайшем свитере. Вспоминаем благодать острова и точно знаем что в следующее лето мы снова вернемся сюда, за чудесным медом к бабушке Тане и к старцу Николаю.

Вот так батюшка Николай Гурьянов помогал нам в поездке — и накормил, и медом угостил, и помог легко обратно добраться, и все с помощью добрых людей которые оказывались в нужное время и нужном месте. И на прочность испытал, оставив на острове без света и привычных городских условий)) И просьбу мою не оставил без внимания, уже через два дня после приезда получила я то, о чем просила. Потому что очень сильная молитва у батюшки, и правда говорят — через полчаса слышит ее Господь))

Лучшие статьи по теме