Туристический портал
  • Главная
  • Черногория
  • Село антоновка, усадьба мусиных-пушкиных. Из Бездны — в колхоз, из колхоза — в… рыночную бездну Подавление восстания в с бездна

Село антоновка, усадьба мусиных-пушкиных. Из Бездны — в колхоз, из колхоза — в… рыночную бездну Подавление восстания в с бездна

Давно собиралась сделать этот пост, а тут оно у меня в сознании как-то причудливо на прошедшие выборы наложилось... наверное, такая форма гражданской активности. Так сказать, власть и народ.

После объявления Манифеста 19 февраля по стране прокатилась волна крестьянских выступлений - выяснилось, что условия освобождения, эта запоздалая попытка компромисса, реально не устраивала практически ни одно из заинтересованных сословий. Многие крестьяне были уверены в том, что "настоящую" волю спрятали дворяне и попы, или что при объявлении Манифеста его "не так толковали".
Наиболее мрачную известность получил так называемый расстрел в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии
(название-то какое! Куда уж выразительнее. Пожалуй, надо будет на игре сделать село с названием "Бездна" или как оно будет по-белорусски... а вообще в контексте игры любопытно то, что западные губернии - Виленская, Ковенская, Гродненская - накануне и после реформы идут буквально "впереди планеты всей", то есть впереди всей Российской империи по количеству крестьянских выступлений, это данные официальной статистики Министерства внутренних дел...).


В начале апреля 1861 года (примерно через месяц после чтения Манифеста) один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать Манифет и "Положения" в духе крестьянских чаяний. Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству,- «помещику земли -лишь горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли - гони добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду».

Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали
участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда. Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами.

События в Бездне вызвали беспокойство и растерянность местных властей.
В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения.
Казанский военный губернатор Козлянинов в своем донесении министру внутренних дел сообщал, что по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями.

11 апреля граф Апраксин прибыл в Бездну и потребовал выдачи Антона Петрова. Однако и его увещевания не принесли никаких результатов. На другой день, 12 апреля, граф Апраксин снова вернулся в Бездну с двумя дополнительными ротами резервного батальона Тарутинского пехотного полка и повторил свое требование. Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4 тыс. крестьян, среди которых были и приехавшие из Самарской и Симбирской губерний (по данным же Козлянинова в приведенном выше донесении, толпа достигала 8 тысяч человек). Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы. Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения». По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран - 41 и раненых - 71 человек.

Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек». Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям.

Расправа, учиненная Апраксиным, встретила порицание со стороны губернатора Козлянинова. В своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел Ланскому он, осуждая поступок Апраксина, писал: «...самое дурное последствие его (поступка Апраксина.- Р.Д.) состоит в том, что числом жертв он вызвал здесь негодование многих, тем более что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны».

Между тем казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. «...Радости их,- писал в письме адъютант губернатора Козлянинова Половцов,- при получении известия о стрельбе не было конца,- те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало. Апраксина -дурака, человека без сердца, ни к чему не способного-провозглашают усмирителем и спасителем края».

«13 апреля,- писал Герцену один из его корреспондентов,- Воскресенская улица (главная улица Казани) в 1 час утра представляла вид необыкновенный. По ней катились коляски, дрожки и тарантасы с веселыми лицами помещиков, едущих к губернатору. Только что получено было известие «о победе графа».

По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.

Тем временем 16 апреля демократически настроенные студенты Казанского университета и Казанской духовной академии организовали в Кладбищенской церкви панихиду по «в смятении за свободу убиенным» крестьянам села Бездны. Панихиде предшествовал сбор студентами денег по подписке в пользу осиротевших крестьянских семейств. На панихиде, являвшейся открытой демонстрацией протеста, присутствовало до 150 студентов, причем служили ее, помимо кладбищенского причта, двое монахов - студентов Казанской духовной академии. Преподаватель истории Казанского университета А. П. Щапов произнес волнующую речь. Речь эту я привожу почти полностью ниже, она характерна: сам Щапов, бывший выпускник Казанской духовной академии, сын провинциального дьячка и крестьянки, был человеком искренник и честным, но интересно с сегодняшней точки зрения, какая фантастическая каша могла твориться в головах у тогдашних искренних и честных людей.

Други, за народ убитые! Демократ-Христос, доселе мифический, - богот воримый европейским человечеством, страданиям которого вот люди будут поклоняться на предстоящей Страстной неделе, - возвестил миру общинно-демократическую свободу, во времена ига Римской империи и рабства народов, - и за то военно-пилатовским судом пригвожден был ко Кресту и явился всемирно-искупительной жертвой за свободу. В России за полутораста лет стали являться среди горько-страдавших темных масс народных, среди Вас - мужичков свои Христы - демократические конспираторы. С половины прошлого столетия они стали называться пророками, и народ верил в них, как в своих искупителей-освободителей. Вот снова явился такой пророк, - и вы, другие, первые по его воззванию, пали искупительными жертвами деспотизма за давно ожидаемую всем народом свободу. Вы первые нарушили наш сон, разрушили своей инициативой наше несправедливое сомнение, будто народ наш не способен к инициативе политических движений. Вы громче царя и благороднее дворянина сказали Народу: ныне отпущаеши раба твоего... Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра,- эта земля и воззовет народ к восстанию и свободе... Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция!»

За свою речь Щапов был уволен от преподавания в Университете. Он поехал в Петербург, чтобы разобраться с причинами своего увольнения. По пути в столицу его арестовали по личному распоряжению Александра II. Уже будучи под следствием, Щапов обратился к Александру II с двумя письмами, в которых предлагал программу общероссийских реформ, основанных на идее развития региональных органов власти - областных земских советов.
Расследование по делу Щапова закончилось решением Синода сослать его в Соловецкий монастырь, однако объяснительная записка Щапова своей прямотой понравилась министру внутренних дел Валуеву, который взял его на поруки. Приговор был отменен, а Щапов получил назначение на службу чиновником в Министерство внутренних дел и возможность работать с архивными документами по делам раскола.
Но вскоре канцелярская работа опротивела ему, и он оставил службу для занятий литературной деятельностью. Статьи Щапова печатались в столичных журналах «Отечественные записки», «Дело», «Век» и др.
С 1862 за Щаповым был установлен секретный надзор в связи с имевшимися сведениями о его сношениях с «лондонскими пропагандистами». В 1864 он был выслан «по неблагонадежности» на свою родину, в село Ангу, откуда переведён в Иркутск.
В дальнейшем он состоял в правлении Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества, участвовал в качестве этнографа в экспедициях в Туруханский край в 1866, в Верхоленский и Балаганский округа Иркутской губернии в 1874.
Умер Щапов в страшной бедности и был похоронен на Знаменском кладбище Иркутска. На его могиле был установлен памятник с надписью: «Родина - писателю».

Алексей Щапов:

18 апреля было расстреляно крестьянское восстание в селе Кандеевка Пензенской губернии. Было убито 8 крестьян, ранено 27, из которых большая часть тоже вскоре умерла. Более сотни крестьян были подвергнуты наказанию шпицрутенами, многие сосланы в каторжные работы. Поддержавший крестьян местный священник Федор Померанцев пожизненно заключен в Соловецкий монастырь.
В Дисненском уезде Виленской губернии шеститысячную толпу крестьян расстреляли с помощью пяти военных рот, по статистике - около 30 раненых.
В Ковенской, Смоленской, Черниговской губерниях, на Пермских горных заводах и в других регионах тоже... постреливали. Всего же по официальной статистике Министерства внутренних дел с января до июня 1861 года произошло 1340 крестьянских выступлений, причем в 718 случаях волнения были ликвидированы с помощью войска.

В том же 1861 году войска стреляли не только по наивным неграмотным крестьянам. Расстрелами закончились городские манифестации в Варшаве: 27 февраля было убито 5 человек, а ровно через месяц стрельба по экзальтированным варшавским панёнкам собрала урожай уже порядка сотни жертв.

* * *

На самом деле удивительно не то, что это все вообще происходило. Удивительно то, что, во-первых, это все происходило при, пожалуй, САМОЙ приличной власти в России за последние... лет эдак двести или триста. И во-вторых, что почему-то каждый раз удивительным образом оказывалась, что центральная власть тут вообще как бы и непричем: виноваты кто угодно, местные наместники, местные военные власти, зловредные помещики, которые все в свою очередь радостно валили друг на друга. Варшавская трагедия вообще закончилась "американской дуэлью" между наместником и военным генерал-губернатором, в результате которой генерал-губернатор застрелился, а наместник подал в отставку. А левая рука у нас никогда не знает, что делает правая, а что у нас где-то случайно погибли подданные - ну очень жаль, мало ли вообще трагических случайностей.

Реформа 1861 г., проведённая крепостниками, не имела, как это видно из её анализа, данного в предыдущей главе, ничего общего с интересами крестьянства и полностью обманула его ожидания. «Минута разочарования», которую во время подготовки реформы предвидели Александр II и другие «деятели» реформы, неизбежно наступила. Недовольство крестьян обнаружилось почти повсеместно.

Резкое противоречие между характером реформы и представлениями крестьянских масс о действительной «воле» привело к тому, что крестьяне часто не верили даже в подлинность «Положений 19 февраля» или по крайней мере решительно отвергали то истолкование «Положений», которое давалось начальством. Крестьяне искали и находили своих толкователей, которые «вычитывали» из «Положений» именно то, что отвечало крестьянским чаяниям и требованиям. Поскольку жестокая действительность убеждала в реальности крепостнической реформы, среди крестьян стало широчайшим образом распространяться мнение, что реформа не является окончательной, что надобно ожидать «второй воли», «настоящей воли» по истечении двухгодичного срока, установленного для введения в дествие «Положений 19 февраля». Этим в значительной степени была обусловлена такая массовая форма крестьянского протеста, как отказ от подписания «уставных грамот». Распространено было убеждение, что соглашение с помещиком ведёт к лишению права на ту новую, «истинную» волю, которая ожидалась к 1863 г.

С самого же начала осуществления реформы крестьяне во многих местах стали проводить полный либо частичный отказ от исполнения повинностей в пользу помещиков. Случалось, что крестьяне принимали решения выходить на барщину не более одного или двух дней в неделю. Нарочито нерадивое выполнение барщинных работ сделалось бытовым явлением. Положение в этом отношении являлось одно время настолько напряжённым, что Чернышевский в «Письмах без адреса» мог утверждать (в начале 1862 г.): «Предписанное продолжение обязательного труда оказалось невозможным».

В ряде случаев крестьянский протест принимал форму открытых возмущений. Это преимущественно относится к первым месяцам после издания «Положений 19 февраля». Власти своими грубейшими насилиями над «освобождённым» народом увеличивали раздражение и негодование масс. К моменту объявления «воли» на места были командированы генерал-майоры и флигель-адъютанты царской свиты с самыми широкими полномочиями по части прекращения всяких «беспокойств, неповиновения или ослушания». Розгами, штыками и пулями царские посланцы подавляли все попытки уклонения крестьян от выполнения «Положений 19 февраля». Наиболее крупные столкновения произошли в Пензенской и Казанской губерниях.

В Пензенской губернии волнения охватили главным образом уезды Керенский и Чембарскии, откуда движение распространилось также на соседние уезды Тамбовской губернии - Кирсановский и Моршанский. Центрами волнений были селения Кандеевка и Черногай. Из окружающих сёл в Кандеевку собралось до 10 тыс., в Черногай - до 3-4 тыс. крестьян. С красным знаменем, с криками «Воля, воля!» крестьяне двигались из деревни в деревню и объявляли: «Земля вся наша. На оброк не хотим и работать на помещика не станем». Видную роль в этих волнениях сыграл крестьянин Леонтий Егорцев, «разъяснявший» в духе крестьянских требований манифест 19 февраля, призывавший не верить начальству и грозивший смертью как усмирителям, так и «ослушникам» из крестьян. Когда в Черногай была введена рота солдат, крестьяне, вооружённые кольями, напали на войска. При столкновении (10 апреля 1861 г.) среди крестьян были убитые и раненые. Исключительные упорство и неустрашимость проявили крестьяне в Кандеевке. Сюда были направлены войска, которые 18 апреля открыли огонь по крестьянам. Несмотря на это, крестьяне продолжали стоять на своём: «Все до одного умрём, но не покоримся». Только после ареста более 400 человек и наказания многих шпицрутенами сопротивление было сломлено, хотя отдельные лица из наказанных всё же продолжали твердить: «Хоть убей, но на работу не пойдём и на оброк не хотим». В Кандеевке было убито 8 и ранено 27 человек. Свыше 100 уча­стников волнений в Пензенской губернии было сослано в Сибирь на каторгу и поселение.

Одновременно с событиями в Пензенской губернии разыгралась известная безднинская трагедия. Село Бездна, Спасского уезда, Казанской губернии, сделалось центром крестьянских волнений, охвативших три уезда этой губернии (Спасский, Чистопольский и Лаишевский) и смежные местности Самарской и Симбирской губерний. Здесь особенно ярким выразителем народных стремлений оказался безднинский крестьянин Антон Петров. Убеждённый в том, что свобода была объявлена царём ещё при десятой ревизии (переписи) населения, в 1858 г., но долго скрывалась помещиками, Петров объяснял крестьянам, что они не должны подчиняться помещикам и властям, не должны платить оброк и ходить на барщину, что они могут разбирать хлеб из барских амбаров и т. д. По сообщению одного из наблюдателей событий, Петров в своих толкованиях «Положений» шёл и ещё дальше, говоря крестьянам: «Помещичьи земли - горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг с своей земли - гони добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду». Со всех сторон к Петрову стекались толпы, чтобы послушать «истинную волю». 12 апреля 1861 г. в Бездну прибыл свитский генерал граф Апраксин. Послушный исполнитель указаний не только царя, но и непосредственно казанского дворянства, чрезвычайно напуганного волнениями крестьян и требовавшего скорейшего их подавления, Апраксин приказал крестьянам немедленно выдать Антона Петрова, а после отказа крестьян распорядился открыть по толпе огонь. По официальным данным, при расстреле в Бездне был убит (с умершими от ранений) 91 человек, ранено - 87. Согласно подсчёту лечившего крестьян врача, всего пострадало более 350 человек. Александр II по телеграфу предписал: «Антона Петрова судить по полевому уголовному положению и привести приговор в исполнение немедленно», иными словами, смертный приговор был вполне предрешён. Антон Петров был расстрелян 19 апреля 1861 г. Характерно признание членов военно-полевого суда, что Антон Петров «перетолковывал смысл «Положений», сообразуясь с общим настроением крестьян, мечтавших о совершенной свободе».

Зверское усмирение народных волнений в Кандеевке и Бездне вызвало глубокое возмущение в передовых общественных кругах и способствовало обострению настроений активной борьбы и протеста среди демократической интеллигенции.

Волнениями в ответ на реформу 19 февраля были охвачены крестьяне как в великорусских губерниях, так и на Украине, в Белоруссии, Литве и других национальных районах. В одной из украинских губерний - Подольской - в течение апреля - мая 1861 г. волнения охватили около 160 селений с 80-тысячным крестьянским населением. В Черниговской губернии весною 1861 г. в движение было втянуто крестьянство 6 уездов, из которых особенно выделялся Нежинский уезд. С большой остротой крестьянское движение, вызванное реформой, проявилось в Гродненской (Белоруссия), Ковенской и Виленской (Литва) губерниях, в Латгалии и др.

Наибольшее число волнений приходится на март - июль 1861 г. Всего за 1861 г. центральными правительственными органами были учтены «неповиновения» крестьян в 1 176 име­ниях (более 2 тыс. селений). В 337 имениях вводились для усмирения крестьян воинские команды. В 1862-1863 гг. открытых крестьянских волнений было уже меньше, чем в 1861 г. Всё же волна крестьянского движения в эти годы продолжает ещё держаться сравнительно высоко: в 1862 г., по данным III отделения, волнения происходили в 400 имениях (в 193 из этих имений вводились воинские команды); в 1863 г. число охваченных волнениями имений составило 386. Именно с начала 1862 г. получила повсеместное распространение та форма крестьянского протеста, о которой говорилось выше: уклонение от подписания «уставных грамот». Поэтому «уставные грамоты» усиленно вводились в действие помимо согласия крестьян: к концу 1862 г. на 36,4 тыс. грамот, подписанных крестьянами (во многих случаях подписи были вынужденными), приходи­лось столько же (даже несколько больше) грамот, от подписания которых крестьяне отказались (36,7 тыс.).

Крестьянское движение 1861-1863 гг., получившее, как мы видели, широкий размах, было, однако, стихийным, неорганизованным; оно было лишено всякой политической сознательности; крестьянские массы были проникнуты монархическими, царистскими иллюзиями; крестьяне ещё надеялись найти в лице царя опору и защиту против помещиков и чиновников. Этим была предопределена неудача крестьянской борьбы. Уже в 1864 г. волнения крестьян учтены лишь в 75 име­ниях.

Своеобразной струёй массового движения начала 60-х годов и составной частью этого главного из факторов, определивших революционную ситуацию (недовольства и борьбы угнетённых масс), были волнения и стачки на промышленных предприятиях, ещё не особенно значительные по размерам, но важные по своему симптоматическому значению. Весной 1861 г., вскоре после объявления «воли», вспыхнули волнения на Людиновском и Сукременском заводах Мальцова в Калужской губернии, затем на Лысьвенском заводе в Пермской губернии и в других местах. Сопоставление обманной «воли» с народными чаяниями играло и среди бывших крепостных рабочих роль стимула для массовых выступлений. Борьба за лучшие условия труда, против непомерно низкой заработной платы явно стала проявляться в ряде рабочих выступлений 60-х годов.

Прибалтийские крестьяне хотя бы поняли, что свободу им дают без земли, и работать на барина им все равно придется, пусть даже теперь это называется «батрачить». А вот русские мужики слов Манифеста об отмене крепостного права, зачитанного по всем селам страны в феврале – апреле 1861 года, не поняли совершенно. Манифест не был рассчитан на бездну крестьянского невежества. Его пункты были к тому же еще и не вполне справедливы.

Ошибки освобождения совсем без земли Александр Николаевич избежал, но теперь земля переходила в собственность крестьян только после ее выкупа. Был установлен порядок выкупа и размер надела (для каждой местности – свой) и право получения части надела, но без выкупа и т. п. Для крестьян была разработана система банковского кредитования, совершенно грабительская, сродни нашему ипотечному кредитованию, но даже для того, чтобы взять ссуду, нужно было знать хотя бы азы финансовой грамоты. К Манифесту прилагались еще 17 положений по существу реформы – Положения о крестьянстве, и, чтобы понять этот сложный текст, нужно было иметь хотя бы начальное образование. Или переводчика с казенного языка на человеческий. Обычно же ознакомление с Манифестом проходило так: в село приезжал урядник, зачитывал, ничего не объясняя, текст и уезжал. Потом поп проводил в местной церкви благодарственный молебен во славу царя-освободителя. А из услышанного каждый делал выводы в меру своего понимания. Крестьянские волнения и произошли потому, что мера понимания была специфической.

Первый кошмар приключился в селе Казанской губернии с характерным названием Бездна. Крестьянин Антон Петров понял из текста, что царь дал крестьянам волю еще в 1858 году, а чиновники и помещики царский указ утаили. Также он решил, что земля уже два года как полностью принадлежит крестьянам, как принадлежит им же все, что выросло на ней за эти два года. Своим открытием он поделился с односельчанами. Решили изъять у своего помещика сумму обмана – деньги за проданное зерно. Слухи об открытии Антона разлетелись по округе. В Бездну стал стекаться народ. Пришло около 10 000 человек. Все хотели восстановить справедливость.

Восстала почти вся Казанская и частично Симбирская и Самарская губернии. Работать крестьяне отказывались, господский хлеб изымали, властям не подчинялись. Даже стали организовывать собственную власть, как во времена Пугачева, – призрак того бунта еще витал в воздухе. Местное дворянство перепугалось. Было решено послать в Бездну генерала Апраксина с войском. 12 апреля генерал с командой солдат вошел в Бездну, надеясь захватить Антона без шума, но против него вышла огромная толпа с криками, что Антона они не отдадут, и требованием послать на переговоры самого царя. У Апраксина сдали нервы, и он приказал стрелять на поражение. Дали шесть залпов. Убили 51 человека, ранили – 87. После этого люди разбежались, тогда и взяли Антона. Он, по рассказам, вышел из дома, поднимая над головой текст нового закона. Через пять дней Антона, для острастки крестьян, публично расстреляли, 16 наиболее мятежных его единомышленников выпороли, а потом либо отправили в тюрьму, либо сослали в Сибирь.

Восстала почти вся Казанская и частично Симбирская и Самарская губернии. Работать крестьяне отказывались, господский хлеб изымали, властям не подчинялись. Даже стали организовывать собственную власть, как во времена Пугачева, – призрак того бунта еще витал в воздухе.

В том же апреле восстали пензенские крестьяне в селах Черногай, Студенки, Чернышево. Они тоже отказались работать на барина, выбрали из господских амбаров весь хлеб, унесли по домам барский инвентарь и стали бунтовать окрестные деревни. В начале месяца взбунтовалось и село Высокое, где молоканин Леонтий Егорцев пустил слух, что власть скрывает настоящий Манифест, и уж кому-кому, а ему ли это не знать, потому как сам он не Егорцев, а великий князь Константин Павлович, и посему заявляет он, что все должно быть исполнено по народной воле, и посему велит он убивать помещиков и чиновников. Народ охотно подхватил призыв «великого князя» и начал ездить по округе на телегах с красными флагами и призывать к восстанию. Волнения охватили другие села Пензенской и Тамбовской губерний. Восстало большое село Кандиевка, где зачитывали «царский указ о даровании воли без всяких барщинных работ». На подавление бунтов бросили армию. В Черногае восставшие заставили солдат отступить, а чиновников арестовали. В Кандиевке с улюлюканьем прогнали станового пристава и образовали что-то вроде штаба восстания из бывших солдат – Елизарова, Тихонова, Стрельцова, сюда же приехал и Егорцев. Намечалась большая буза. Восставшие вооружились косами, вилами, топорами.

Подавлять крестьян отправили генерала Дренякина. Он разогнал мятежников в Черногае, отбил Высокое и 18 апреля окружил Кандиевку. Там его встретила десятитысячная крестьянская армия. Уговоры ничего не дали, на все предложения разойтись крестьяне отвечали, что лучше умрут за Бога и царя. Генерал приказал дать три залпа и повел солдат в штыковую атаку. Только тогда толпа разбежалась. Убитых и раненых было на порядок меньше, чем в Бездне. После бунта 174 человека были приговорены к порке и каторжным работам.

В общем, Манифест, освобождающий крестьян, принес одни неприятности: за два года, 1861-й и 1862-й, взбунтовалось почти 2200 сел и деревень, причем в одном случае из трех (почти семь с половиной сотен сел) пришлось вызывать войска. Такого масштаба бунтов страна не видела, действительно, со времен Пугачева. В основном это были районы Поволжья, где реформа проходила поистине грабительски, и черноземные губернии, где крестьянские наделы сильно урезали. В то же время до большой крови дошло только в Бездне, и большого бунта, то есть крестьянской войны, властям удалось избежать. Хотя с 1861 года крестьянские бунты стали явлением обыденным и то усиливались, то затихали вплоть до революции 1905 года.

Командующие Потери

убиты 51, ранены 77

неизвестно

Бездненские волнения - волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии (ныне - село Антоновка Спасского района Татарстана) и окрестных деревень в апреле 1861 года в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права).

Волнения

В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. В частности, один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то» он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 году, а помещики это скрывали, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с помещиков .

Известия об этом быстро распространились и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тысяч. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишевского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний - крестьяне отказывались работать на барщине , делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды.

Подавление

12 апреля в село вошли две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа А. С. Апраксина . Около дома Антона Петрова собралась толпа числом до 5000 человек. Апраксин потребовал выдать Петрова, но ему кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича ». После этого по приказу Апраксина было произведено шесть залпов по толпе, в результате чего, по донесению Апраксина, было убито 51 человек и ранено 77 (по другим сведениям - 87). Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован.

На рапорте Апраксина Александр II написал: «Не могу не одобрить действий гр. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда , учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. публично расстрелян. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. П. Щапов . Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол » А. И. Герцена (1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862).

Казанское же дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина. «Радости их, - писал в письме адъютант казанского губернатора Половцев, - при получении известия о стрельбе не было конца; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало».

Начало революционно-демократического этапа освободительного движения

В романе С. А. Заречной "Предшественник" рассказывается о жизни и деятельности великого русского революционера Н. Г. Чернышевского от юношеского возраста до последних лет его жизни в Астрахани и в Саратове. На страницах романа дается также описание ряда важных событий того времени, в том числе восстаний крестьян в селе Бездна Казанской губернии, в селе Черный Гай Пензенской губернии.

Восстание крестьян в селе Бездна

Народ затопил улицу. Впереди Антон, широко осеняя крестом толпящихся вокруг него мужиков и баб, не шел, а будто несся, едва касаясь земли. Тщедушный и неказистый, он словно вырос.

Ясные детские глаза его лучились светлой радостью. Внезапна толпа дрогнула, загомонила.

Беда! Солдат нагнали!

Пропали мы, братцы! Ой, пропали!

Антон Петрович! Схоронись, батюшка! - шумели мужики.

Не бойся, не выдадим!

Антона увели в избу. Народ плотной стеной окружил крыльцо, загородил вход. Тогда из кареты вышел Половцев* и, выпрямившись, высоко вскинув голову, зашагал к избе Антона, где густ сгрудились мужики.

*Доверенное лицо губернатора.

Здравствуй, барин! - нестройно ответили мужики.

Лица у всех были неприязненные, но спокойные. Половцев приободрился.

Благочестивый государь наш, император Александр Николаевич, - бойко начал он заранее подготовленную речь, - по великой доброте своей и в неусыпных заботах о благе чад своих как истинный, так сказать, отец, даровал вам волю...

А помещики тую волю спрятали, - перебил его чей-то на смешливый голос.

Половцев на мгновение растерялся.

Вернитесь же к своему мирному труду, поселяне,- покрывая шум, продолжал Половцев, - отныне, так сказать, вольному труду. Исполняйте свои обязанности по отношению к вашим бывшим господам. Через два года вы будете совершенно свободны.

Озорной свист прорезал воздух.

Через два года! Пока солнце взойдет, роса очи выест.

Не станем дожидаться ослушного часа! - грозно гудела толпа.

Не надоть нам вашей воли!

Но Полозцева это уже не смущало. Солдаты были рядом, за околицей.

Апраксин* с трудом сдержал ярость.

*(Начальник карательной воинской команды численностью в 231 человек, присланной для подавления восстания. )

Выдайте Антона, не то стрелять буду. Это он вас подучил бунтовать.

Стреляй!

Все до единого умрем, не покоримся.

За правду постоим!

Апраксин сделал знак поручику, подошли солдаты, и среди наступившей тишины ружейный залп разорвал воздух.

Но толпа стояла, не дрогнув. Люди крестились. По бледным лицам текли слезы.

Ну? Выдадите Антона - помилую. Не выдадите...

Он медленно отсчитывал:

Раз... два... три...

И, не дождавшись ответа, коротко бросил:

Новый залп смешался с воплями. На талом, окрашенном кровью снегу стонали и корчились умирающие. Рыдали женщины. Медленно рассеивался пороховой дым. Несколько человек отделились от толпы подбирать раненых. Но те, что охраняли избу Антона, не шелохнулись. Стояли, как зачарованные... Новый залп, и люди с воплями кинулись в разные стороны.

Военно-полевой суд был скор, но немилостив. Антона расстреляли через 24 часа...*

*(С. Заречная. Предшественник. М., "Советский писатель", 1957, стр. 266. )

Помещиков по шеям(рассказ Н. Г. Чернышевскому его "старого знакомца")

И в Черном Гаю не лучше нашего вышло, не по слухам знаю, сам побывал... Там Василий Горячев верховодил. Гвардии солдат. Ох, и вправду горячая голова! Что делал! На тройке из села в село скакал народ поднимать, чтобы, значит, помещиков по шеям, да бурмистров и всякое начальство. Чтобы вся земля была хресьянская. И к телеге у него длинный шест приделанный, а на шесте красный кумач трепыхается. Цельное полотнище. Куда ни придет Горячев, народ на улицу высыпает, "Воля, - кричат,--воля!!!"А чем кончилось? Без немногого сотню мужиков перестреляли. Поболе сотни выпороли да на каторгу сослали! А самого Горячева шпицрутенами чуть не до смерти засекли. Эх, сударь, воля не воля, а такая наша доля. Вози и воду на воеводу. Трещи, не трещи, да гнись. Не пришло, видно, еще наше время, хресьянское...*

*(Там же, стр. 270 - 271. )

Обсудить , чего добивались крестьяне и почему их выступления терпели поражения.

Литература к теме

Д. К. Вишневский. Загадка бубнового туза. В кн.: "Повести о безвестных мастерах". М., "Советский писатель", 1958.

Н. Вирта. Вечерний звон. М., "Молодая гвардия", 1951.

К. Коничев. Повесть о Верещагине. Л., "Советский писатель", 1964.

С. Заречная. Предшественник, М., "Советский писатель", 1952.

В. Миколайтис. Путинас. Повстанцы. М., "Известия", 1962.

Е. Катерли. Некрасов. Калуга, 1959.

Д. Брегова.. Всегда вместе с тобой. М., "Детская литература", 1964.

О. Фор ш. Одеты камнем. Л., Гослитиздат, 1960.

В. А. Слепцов. Трудное время. М., Гослитиздат, 1955.

Книга советских историков "За нашу и вашу свободу" рассказывает о трагической истории народного восстания 1863 - 1864 гг., о традициях дружбы и совместной борьбы русского, польского, украинского, белорусского и литовского народов. Перед читателем предстают десять портретов выдающихся революционеров-демократов, героев и вождей народного восстания; он многое сможет узнать об активных участниках событий, предпосылках и ходе восстания, об исторической эпохе, в которую оно происходило.

Совместная борьба против тиранов

От имени "Земли и Воли" в эти первые недели восстания было выпущено несколько прокламаций. Одну из них ("Льется польская кровь, льется русская кровь") написал А. Слепцов, уполномоченный ЦК "Земли и Воли", приехавший в восставшую Польшу. Другие написал Огарев в то время, когда в Лондоне был Потебня. Две прокламации обращены к солдатам. "Братья солдаты! Одумайтесь, пока время!" - писал Огарев, адресуясь ко всему царскому войску. Вторая, обращенная к войскам, находящимся в Польше, начинается со слов: "Братья солдаты, ведут вас бить поляков". Третья прокламация озаглавлена "Офицерам всех войск от общества "Земли и Воли".

Прокламации призывали поддержать освободительную борьбу польского народа и готовиться к революции в России. "Братья солдаты, - говорилось в одной из них, - оставьте поляков в покое устраиваться по-ихнему, а идите освобождать народ русский от царских дворян и чиновников". В прокламации к офицерам Огарев писал: "Мы не оставляем нашей прежней мысли: вы должны готовиться и готовить солдат - на востоке и юге, на западе и севере. Дружно, со всех окраин, двинемся внутрь России, подымая народ на создание бессословного Земского собора".

Прокламации были отпечатаны Тысячными тиражами и получили широкое распространение. Эти прокламации с печатью "Земли и Воли", на которой были изображены две руки, соединившиеся в братском пожатии, читали в войсковых частях и в учебных заведениях, они появлялись в карманах пальто и шинелей, в почтовых ящиках и на стенах домов. Они обнаруживались не только в Польше и центральных русских губерниях, но и на Кавказе, в уральских и сибирских городах и поселках.

Потебня не сдался, не отступился от дела всей своей жизни, выказав большое мужество и силу духа. Он хотел одного: пусть не в той форме, как было задумано, но русский легион в повстанческой армии должен существовать. От него еще может зависеть многое в дальнейшем ходе и польской и русской революции...

В ночь на 21 февраля (5 марта) 1863 года Потебня участвовал в стычке с карателями около кладбища на окраине местечка Скала. Он пошел в бой как рядовой косинер, встал во главе атакующей группы повстанцев, но вражеская пуля настигла его. Смертельно раненного Потебню перенесли в кладбищенскую сторожку. А. Елёранский, присутствовавший при этом, вспоминал впоследствии: "Умирал спокойно. Последние слова его были: "Дай вам бог успеха в борьбе против тиранов"*.

*("За нашу и вашу свободу. Герои 1863 года". М., "Молодая гвардия". 1964, стр. 161, 162, 163. )

Обсудить , в чем проявилось в событиях 1863 г. революционное содружество польского и русского народа.

На территории Белоруссии и Литвы в числе выдающихся руководителей повстанцев был революционер-демократ Кастусь Калиновский.

Добывать волю и правду

В самом конце марта 1863 года Калиновский отправился в родной ему край. О своем вступлении в должность комиссара он оповестил население специальным приказом, в котором объяснял, что повстанцы борются за справедливую свободу, призывая народ вступать в повстанческие отряды, сообщать восставшим о передвижении карателей, истреблять мелкие группы царских солдат. Приказ Калиновского получил широкое распространение среди крестьян и не на шутку встревожил карателей.

В седьмом номере "Мужицкой правды" содержался призыв к крестьянам решительно поддержать восстание: "Вышел уже польский манифест. Земля бесплатно дается всем мужикам, ибо это их земля с дедов-прадедвв. За эту землю никто не должен отрабатывать панщину и никаких чиншей никогда не платить. Подушного налога больше не будет, рекрута не будет, а все мужики, паны и мещане - всякий отслужит 3 года в своей земле и снова вольный... Вот теперь сами разбирайтесь, где больше правды: в польском манифесте или в царском? Царь обещал дать вольность - не дал. Обещал не брать рекрута, а на деле уже второго требует. Польский манифест дал землю, не берет рекрута, сбросил подушный, вернул унию. Ну, скажите же, братки, кто же нам добра желает?! Подумайте хорошо, да, помолившись богу, дружно встанем вместе за нашу вольность. Нас царь уже не обманет... И пока есть время - надо нашим парням спешить с вилами и косами туда, где добывают волю и правду. И будет у нас вольность, какой не было у наших отцов и дедов".

Возглавив повстанцев Городненщины, Калиновский вновь боролся против шляхетско-националистических элементов, которые, захватив руководство восстанием, заигрывали с помещиками, саботируя проведение аграрных декретов в жизнь.

Деятельность Калиновского была образцом революционного служения народу. Он объехал губернию, посетил все повстанческие отряды, строго взыскивал за нерадивость и бездеятельность. Он произвел проверку личного состава отрядов, снаряжения и обеспечения бойцов всем необходимым, "расспрашивал о духе сельского населения".

Сохранилось описание внешнего вида- Калиновского во время одной из инспекционных поездок. Он был одет в чемарку, расшитую черными шнурками, в сапогах и барашковой шапке, роста выше среднего, широкоплечий, сутуловатый, крупные волевые черты лица, обрамленного небольшой бородкой, пристальный, даже дерзкий взгляд. Прибывал в отряд он точно в назначенное время. С командирами держался строго, сурово взыскивал за упущения, слабую заботу о рядовых, оставаясь в отряде, вел задушевные беседы с повстанцами...

На вооружении состояли старые охотничьи ружья, часто кремневые, новые охотничьи двустволки были редкостью, военные винтовки (штуцеры) - исключением. Большая часть повстанцев вооружалась самодельными пиками и копьями, изготовленными из кос. Порох и пули повстанцы приготовляли сами. Повстанцы могли вести прицельный действенный огонь на расстоянии пятидесяти - семидесяти шагов и были почти беззащитные перед армией, вооруженной новейшим оружием*.

*("За нашу и вашу свободу", стр. 266, 267, 268. )

Обсудить , почему деятельность К. Калиновского можно считать примером революционного служения народу.

В автобиографической книге В. Г. Короленко "История моего современника", охватывающей три десятилетия второй половины XIX в., рассказывается о польском восстании 1863 г, и о подавлении его царскими властями.

Восстание не удалось

Первое время настроение польского общества было приподнятое и бодрое. Говорили о победах, о каком-то Ружицком, который становится во главе волынских отрядов, о том, что Наполеон пришлет помощь.

Недели через две или три прошли слухи о стычках под Киевом - В семье Рыхлинских водворилась тяжелая тревога.

Вскоре в пансионе стало известно, что все три брата участвоали в стычке и взяты в плен. Старший ранен казацкой пикой в шею... Вся семья гордо несла свое горе, ожидая новых ударов судьбы.

Восстание нигде не удавалось, Наполеон не приходил, мужики даже в Польше неохотно приставали к "рухавке", а в других м-естах жестоко расправлялись с восставшими панами.

Однажды мне пришлось увидеть поезд с захваченными пленными. На длинных возах с "драбинами", в каких возят снопы, сидели кучей повстанцы, некоторые с повязанными головами и руками на перевязях. Лица у раненых были бледны. У одного на повязке виднелись пятна крови. Впереди сидели мужики, погонявшие лошадей, а по бокам верхами скакали такие же мужики-конвоиры. Сочувствие городского большинства было на стороне пленников. Молодые горничные плевали в гарцевавших на своих клячах победителей, а те насмешливо потряхивали чупринами и заламывали бараньи шапки.

Тюрьма, помещавшаяся на тесной, узенькой Чуднотской улице, скоро была переполнена этими пленниками, и для содержания просто "подозрительных" и "неблагонадежных", нанимали помещения у частных лиц.

Казней в нашем городе, если не ошибаюсь, было три.

Я помню только одну. Казнили бывшего офицера, кажется, Стройновского.

Умирал он с горечью и сожалением, но мужественно и гордо.

Романтизм, которым питалось настроение восставшей тогда панской молодежи, - плохая военная школа. Они вдохновлялись умершим прошлым, тенями жизни, а не самой жизнью...*.

*(В. Г. Короленко. История моего современника, кн I. M., "Художественная литература", 1948, стр. 95, 96, 97, 98. )

Обсудить , в чем заключалась основная причина поражения восстания.

Лучшие статьи по теме