Туристический портал

В ожидании отплытия. «Наше родное судно Сайма лодка делать финляндия

Видит сон при море сойма
Е. Г. Гуро. День сквозь облако – дюна (1910-1913)

Термин «сойма» фиксируется в исторической и художественной литературе как название распространенных речных и озерных судов использовавшихся в Финском заливе, Ладожском, Онежском озерах и впадающих реках примерно с XVI века. Большинство исследователей считают что конструкция «соймы» разработана в Новгороде, археологи пока не находили древних «сойм», конструкцию и ТТХ этого судна мы знаем по источникам XVII века.

1) Существующая этимология

А) Этимологический словарь Макса Фасмера

Сойма, "одномачтовое судно с палубой", ладожск., онежск. (Даль), олонецк. (Кулик.), арханг. (Подв.), стар. сойм – то же, у Петра I. Заимств. из олонецк. saimu "небольшое парусное судно с палубой", люд., вепс. soim, фин. soima "крупная лодка, плашкоут", вероятно, связанного чередованием с фин. saima "вид лодки"; см. Калима 219; Лесков, ЖСт., 1892, вып. 4, стр. 102.
(В памятниках письменности упоминается с 1576 г.; см. Шмеле;в, ВСЯ, 5, стр. 195. – Т.)

Б) С.А. Мызников, Санкт-Петербург. О лексике прибалтийско-финского происхождения в костромских говорах

* Сойма, лодка с двумя парусами…1860… По середке соймы есть киль, он опускается в воду на 60-70 см., потому и может итить навстречу ветра…
* Звание судов из канала на реку Неву: полубарок, водовик, сойма (Москов. ведом., 1764 г. №17).

В) Лесков Н. О влиянии карельского языка на русский в пределах Олонецкой губернии // Живая старина. 1892. Вып. 4. С. 97 – 103.
Сойма - речное или озерное судно. Это слово тожественно съ корельскимъ и финскимъ «сойма», «сайма» - большое открытое или только на половину закрытое судно.

Г) Альманах «Соловецкое море» № 6. 2007 г., А. Епатько

* Записки новоладожского капитана Мордвинова о его четырехкратном путешествии на Соловки http://www.solovki.info/?action=archive&id=394

«Интересно происхождение самого названия «сойма». Скорее всего, это - производное от финского слова «суоми» (дословно: земля Сумь). Так называлось племя, жившее на территории современной Финляндии и впоследствии давшее название всей стране. Вполне вероятно, что ладожская сойма - тип древнефинского судна, с годами освоенного карелами и позже новгородцами».

* Альманах «Соловецкое море». № 7. 2008 г., Строительство ладожской соймы «Святой Арсений»: http://www.solovki.info/?action=archive&id=435

«Ни одно страховое общество России не бралось страховать суда, идущие с грузом по открытой Ладоге. Только в 1858 г. Адмиралтейство снарядило на Ладогу экспедицию под руководством опытного гидрографа, полковника А.П. Андреева. Ему было поручено сделать съемку Ладожского озера, нанести на карту его побережья, маяки, описать наиболее опасные мысы, мели, рифы и определить направления ветров.

В задачу исследователя входил также и подробный осмотр лодок местных типов. Описывая их, Андреев отметил незаурядные мореходные качества двухмачтовой рыбацкой лодки - соймы. Одновременно он пришел к выводу, что ничего неизвестно о конструкции судов, ходивших по Ладоге во времена Великого Новгорода».

«Посещая по долгу службы окрестные монастыри, полковник обратил внимание, что на иконах здешних подвижников изображены суда, вполне сходные с ладожскими соймами настоящего времени. «Основываясь на этом сходстве, - писал полковник, - и принимая в соображение, что ладожские соймы и доныне сохранили какой-то первобытный характер, можно заключить, что суда новгородцев были почти те же, что и нынешние соймы».

«Адмирал граф Апраксин в 1716 г. с тревогой писал Меньшикову: «Повелено делать тысяч на десять человек, чтоб больше то лучше, соймов, что на мурманское ходят». Далее Апраксин сетует в том же письме, что «образца тех сойм не знаем и мастеров и припасов нет». Через месяц Меньшиков доносит царю: «Я в сенат ездил и советовали, каким бы способом делать известные вам соймы, к чему призваны купецкие люди ладожане, которые от него не отрицаются, толь просят образцового судна, какое одно здесь я нашел». Из этой государевой переписки вытекает любопытный факт: в первой четверти XVIII в. ладожане даже не знали, как выглядит сойма!».

2) Применение термина в русском языке

А) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 2002, вып. 26
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_26.pdf

Сойма. Небольшое речное или озерное судно с одним парусом (1366 г.). «Того лета Великого Новгорода новгородцы в Нижнем Новгороде гостей поимали, и пограбили в <с>оймах пришедш». Архан. лет., XVII-XVI вв.

Б) Национальный корпус русского языка

Н. И. Березин. Пешком по карельским водопадам (1903): «Видели вы, какие тут суда; галиот да сойма. … Ведь сойма, на соймах здесь еще новгородцы плавали, а галиоты строить научит Петр».

3) Обобщение и вывод

Сойма - «шитое» килевое судно, предназначенное для плавания в открытом море и в бассейнах гигантских озер (Ладога, Онега). Имело разные размеры, малые лодки служили для местного судоходства и рыболовства, более крупные палубные «соймы» предназначались для транспортировки людей и грузов, использовались в военных операциях и морском рыболовстве вплоть до 50 г. XX века.

А) Оригинальная конструкция «соймы»

Штевни (брус носа и кормы) завалены назад, корпус шит вицей (корнями) – гибкая конструкция, способствовала плаванью по мелководным участкам моря и озер, где при волнении возникают короткие крутые волны. Глубина Невской губы Финского залива 2-6-15 м.; глубина на Ладоге – 3-20-70 м., часты штормовые ветры; Онега – сред. 20-70 м., частые волнения, высота волн до 3,5 м. При ловле рыбы суда часто находиться близко друг от друга, заваленный назад форштевень исключал возможность зацепить борт другого судна при волнении моря, озера.

Мы можем сделать вывод, что «сойма» была предназначена для плавания в открытом море и в Ладожском и Онежском озёрах, эта лодка-судно было способно переносить штормовую погоду, идти по бушующему морю или озеру. Следовательно, в её имени должна содержаться характеристика мореходных качествах судна; неясность в языке, какому языку принадлежал термин?

Б) Монастыри

В ходе монастырской колонизации Севера были основаны ряд обителей, часть их располагались на островах. Наряду с культурно-религиозной деятельностью по христианизации местного населения, монахи занимались ремёслами: судостроением, промысловым ловом рыбы, солеварением и торговлей (соль, рыба, жемчуг). Крупные монастыри в целях обеспечения хозяйственной и военной деятельности имели свои флотилии речных и морских судов.

* Белое море: Николо-Карельский монастырь, осн. в 1410 г.; Соловецкий монастырь (острова), осн. в 1420-30 гг.
* Ладожское озеро: Валаамский монастырь (острова), осн. в XIV в.; Коневский монастырь (остров), осн. 1393 г., Староладожский монастырь, осн. в XV в.

Мы нашли образ, СОЙМА – судно, предназначено для плавания в неспокойных водах Белого моря, Онежского и Ладожского озёр; В.Даль: «Кто в море не бывал, тот досыта Богу не маливался». В термине необходимо должна содержаться характеристика – лодка для плавания в штормовом море. Целесообразно рассмотреть термин «сойма» в связи библейскими образами и лексиконом, сознание и мышление русского человека средних веков было религиозным.

4) Терминология иврита и библейский образ

А) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни СОЙМА = СО+ЙМА, у нас моментально появляются рациональные (разумные) слова-понятия иврита – СОЕ бурный, буря + ЙАМ море, озеро.

* СОЙМА = СО+ЙМА = ивр. САА буря, штормовой ветер, вихрь; формы СОА, СОЕ бурный + ЙАМ, ЙАМА море, озеро; т.е. лодка-судно предназначенное для плавания в бурном море.

Источник

* См. стронг иврита 5584, САА порыв ветра, штормовой ветер, бурный

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
САА вихрь; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_332.htm

Б) Библейский образ

Вестминстерский Ленинградский кодекс, наиболее полный текст Ветхого Завета, датирован 1008 годом, написан на иврите в Каире, найден в Крыму (ок. 1838 г.); стихи в русском Синодальном переводе не соответствуют еврейскому тексту Кодекса.

* Псалом 55:9: «поспешил бы укрыться от ветра (СОА), от бури».

* В Израиле, на юге страны, к востоку от Беер-Шевы есть вади, временный поток, образующийся в сезон дождей, который носит имя Нахал Соа (поток бурный), Nachal So’a; см. https://cs.wikipedia.org/wiki/Nachal_So

Таким образом, материалы исследователей и библейская терминология, позволяют сделать вывод, что древнерусский кораблестроительный термин СО+ЙМА составлен из двух библейский слов-понятий – буря + море, озеро; обозначает судно, способное переносить штормовые условия плавания на море и озёрах.

Мясо провозить нельзя. Однако мы рискнули и закупились продуктами полностью в России. Мы решили, что в случае проверки, просто выкинем консервы. При пересечении границы машины никто не осматривал и мы проехали успешно.

2. Где можно ставить палатку, можно ли разводить костры и пр.?
В Финляндии действует закон равного доступа к земле, согласно которому можно свободно перемещаться даже по частной территории, а также можно останавливаться лагерем не более чем на 2 дня. Конечно все это можно делать при условии не нанесения вреда окружающей среде. Итак палатку фактически можно поставить везде. С кострами вопрос обстоит сложнее. Их можно разводить только в заранее подготовленных местах или, грубо говоря, в мангале. Подробнее в официальном источнике можно почитать .

На озере Сайма существует целая сеть бесплатных оборудованных стоянок . Две государственные компании обслуживают их. К сожалению, ссылка выше полностью на финском и неудобна для использования. Поэтому стоянки на нашем маршруте я перенес на карту в Яндексе . Маршрут я спланировал в итоге так, чтобы как можно больше наших лагерей приходилось на это оборудованные стоянки.

Стоянки делятся по степени оборудованности на 3 категории: 3, 4, 5 звезд.

Трехзвездочные стоянки обязательно имеют причал для яхт и катеров, туалет, дровник с запасом дров, топором, пилой (с запасными лезвиями в упаковке!!!), костровищем, оборудованным скамьями и подвижной решеткой с крючками. Хотя эти стоянки в первую очеред предназначены для яхтсменов, мы всегда находили удобное для причаливания на байдарке место.

Четырехзвездочные стоянки имеют кроме этого беседку с жаровней и иногда сауну. Обычно такие стоянке просторнее и позволяют остановиться большему количеству людей.

Единственная стоянка 5 звезд, которую мы посетили, имела небольшой музей-квартиру какого-то священника, проживавшего там лет сто назад. К сожалению, в доме священника была открыта только одна комната, в которой воссоздан интерьер того времени. Электричества не было. Единственную пользу, которую можно было извлечь - разве что укрыться от дождя. В остальном стоянка было удобнее скорее для яхтсменов. Там было два причала.

Подробнее я расскажу о стоянках позже.

3. Есть ли в Финляндии ГИМС и что нужно для того, чтобы перемещаться на байдарке?
Со слов финнов для передвижения на байдарке (даже под парусом) никаких документов не нужно, в отличии от нашего отечества. Документы требуются яхтам и катерам. Знаки водной обстановки , которые встречаются на Сайме.

4. Декларировать или нет байдарки и пр. на российской границе?
Ничего нигде не декларировали, никто машину не досматривал даже на российской границы. Просто спросили о том, что везем и где были. Согласно таможенным правилам России, можно беспошлинно ввозить товаров для личного пользования на сумму до 1500 евро.

5. Где взять карты?
Мы пользуемся навигатором GPS Garmin Legend HCx. Карты Финляндии для этого устройства можно взять . Бумажные карты напечатал отсюда .

Чтобы не попасть в пятичасовую очередь, как это случилось с Александром, было решено выежать в пятницу вечером. Ситуацию на границе отслеживал по вебкамерам. Нашу границу можно увидеть на камерах Мегафона, а с финской стороны информацию предоставляет министерство транспорта Финляндии. Ссылка . На этом же сайте можно увидеть очереди и статистику за последнее время.

Итак выехали в 22 и через 3 часа были на границе. Решили въезжать в Финляднию через Брусничное, так как наша цель поселок Joutseno . Последняя приличная заправка:) (Лукойл) находится в 10 км от границы. Учитывая цены на бензин в Европе, стоит залить полный бак. На российской границе очередь 5-6 машин. Осмотр был формальный - открыли багажник и тут же его закрыли. Российский КПП прошли за 15-20 минут. Фины вообще ничего смотреть не стали. Очередь была ноль.

Около 2 часов ночи были в отеле. Отель называется "Gasthaus Joutseno" . Номер бронировали заранее. Для этого было достаточно просто позвонить. Хозяйка говорит по-русски. Номер на троих стоил около 90 евро за ночь с завтраком.

Поскольку первоначально мы планировали ехать рано утром в субботу и встать на воду часам к 16-17, теперь у нас появилось свободное время. Мы решили прогуляться по Лаппеенранте.

Стартовать мы решили из того же яхт-клуба , откуда выходил Александр. Я перед поездкой залил новую версию Nokia Ovi Maps и был абсолютно уверен, что в своей-то стране эта программа нас не подведет. Но не тут-то было:). Навигатор вывел нас в тупик, откуда мы по первой попавшейся улице выехали на неизвестную полянку на берегу Саймы, окруженную частными домами. Нам разрешили там собраться и даже оставить машину на 2 недели. Место это указывать не буду, лучше езжайте в яхт-клуб, где есть парковка и пр.

В 15 часов начали сборку лодок. В 16:45 вышли. Через 3 часа были на государственной стоянке на о. Листинки (Listinki). Это была 4-x звездочная стоянка. Картина была потрясающая для российского туриста. Я насчитал 16 крупных катеров и яхт, а также еще несколько моторных лодок, у пляжа этой стоянки. Первая мысль была - не иначе корпоратив какой-то:). Оказывается нет, так принято. Эти стоянки для всех и на любой из них можно смело останавливаться даже если там уже толпа народа. Хотется также отметить удивительно поведение финов - ни тебе музыки, ни тебе пьяных воплей. Все чинно сидят на палубах своих яхт и катеров, пара человек купается. Тишина, порядок.

На стоянке оставались свободные места для палаток, тем не менее мы не захотели вставать здесь и нашли дикую стоянку на западном берегу островка Hirsiharju напротив. Координаты стоянки (Ш 61°12"39.56"С, Д 28°19"37.72"В). Она находится между двумя частными участками на галечном пляже. Здесь есть несколько костровищ, значит закон нарушать не прийдется. Встали в 20:15. На фото ниже пляж у нашего лагеря. Фотография сделана двумя днями позже, когда мы уже покидали стоянку.


Время общее 3:29
Время в движении 2:49
Средняя скорость 5.2 км/ч
Максимальная скорость 8.4 км/ч
Одометр 14,67 км.
Темп. воздуха 29 град
Темп. воды 21 градус.

Дневку решили сделать, чтобы привести в порядок парусное вооружение и опробовать новый стаксель и аутриггеры.

Подъем был поздний в 9:50. Жарко, солнечно. Воздух 28 градусов, вода 24. После завтрака занялся наладкой парусного вооружения.

В Сайме очень активное движение, мимо проходят катера, баржа с лесом, кораблики. Начали читать книгу Тура Хейердала "Путешествие на Кон-Тики". После 15 часов погода испортилась. Неподалеку началась даже гроза, но нас дождь обошел стороной.

Часов в 18, переждав грозу, мы наконец-таки вытряхнулись пройтись под парусом с новым стакселем. Решили сгонять на соседний остров Ильконсарет (Ilkonsaaret) , осмотреть гос. стоянку (4*) там и заодно выкинуть мусор. Только отошли от берега ветер кааак жахнул. Пришлось в срочном порядке сбрасывать стаксель. Руль работал очень плохо, так как лодка шла по волне.

Стоянка оказалась отличная. К этому времени она уже была полностью свободная. Там был туалет, костровище, беседка с жаровней, мусорные баки, дровник с запасом дров, пилой, топором, причал для яхт и катеров. Был сооружен даже мол для защиты бухточки от волн.

Быстро осмотрев стоянку, мы стали готовится к обратному броску - убрали ванты, подкачали аутриггеры. Весь путь туда и обратно занял 40 минут. Максимальная скорость составила 10.8 км/ч. Ветер С-В 9-10 м/с. На открытой воде вдали от берега барашки.


После возвращения прогулялся по берегу. С о.Листинки большинство людей ушли. Наш островок оказался вырублен в центре. Оставлена только узкая 50 метровая полоса леса вдоль берега. Видимо для того, чтобы вид не портить.

Вечером температура опустилась до 18 градусов.

Встали в 8:00. Холодно +13, пасмурно. Все небо до горизонта затянуто облаками. Ветер, как и обещали, очень удобный для перехода под парусом (бакштаг).

Вышли в 11:50. Немного потеплело до 19. Ветер С-В 5-6 м/с. Под парусом смогли пройти только 1 км - сломали румпель. Бросили грот во флюгерное положение и еще 1 км прошли на веслах до ближайшего острова Ильконсарет , где сняли мачту и парус.

И вот испытывая чувство досады на Тритон, погребли на веслах под таким шикарным ветром. Проблема была в том, что Тритон выпускает руль с пластиковыми шарнирами в том месте, где румпель крепется к рулю. В этом месте шарнир испытывает нагрузку также и в поперечной вертикальной плоскости и в этом случае может быть легко сломан. Подобная поломка у меня случилась уже во второй раз. В прошлый раз повезло, румпель сломался в последний день похода и мы даже смогли доковылять до финиша. Сейчас это произошло на первом же серьезном переходе. Позже вечером мы его починили, соединив детали проволочной петлей.

Шли довольно быстро 6-8 км/ч. Через 3 часа сделали остановку на м. Растинниеми острова Кюляниеми (Rastinniemi) . Там расположена очередная гос.стоянка 3*. Мыс имеет отличные галечные пляжи, наверху хорошая стоянка. Правда это место очень хорошо продувается и нам показалось не комфортным. Зато на три стороны простор. Отличительной особенностью стоянки явлются художественные козлы для распиловки бревен - они сделаны в виде коней. Дровника здесь не помню, зато есть беседка с очагом, обязательный туалет и мусорные баки.


Отдохнули, перекусили и отправились дальше. Еще через час добрались до цели - четерх-звездочная стоянка на острове Хиетасари (Hietasaari) . Координаты стоянки широта 61°19"33.73"С, долгота 28° 6"13.58"В. Стоянка великолепная. Она расположена в узкой части острова и, таким образом, имеет выход на противоположные берега острова, где имеются отличные пляжи. На стоянке есть отличная сауна со спуском к воде, беседка с очагом, костровище со скамьями, дровник, пристань, два туалета. Но эта стоянка пользуются популярностью и здесь людно. На пристани насчитал 9 катеров и яхт, а также несколько моторных лодок. Информационный стенд на стоянке .


Встали слева, у костровища (синяя палатка). В этом месте сильно дует. Подпростыли и полезли после ужина спасаться от простуды в сауну.

Время общее в пути 5:12
Время в движении 3:47
Средняя скорость 5.3 км/ч
Максимальная скорость 9 км/ч
Одометр 19.9 км/ч.

Дует небольшой ветерок 3-4 м/с и опять северо-восточный. Мы встали в 8:30. Решили перенсти вещи и лодки на противоположный берег, чтобы сэкономить на обходе острова на веслах против ветра. Перемычка между пляжами очень короткая - метров 50. Зато можно будет сразу идти под парусом.

С выходом немного задержались. Я собирал парусное вооружение, Светка ремонтировала сумку, Руслан клеел свой каяк в очередной раз. К концу похода ему не было равных в этом занятии:). Вышли в 13 часов. Ветер бакштаг. Идем под парусами 5-6 км/ч. Попробовали даже взять Руслана на буксир. Скорость конечно падает до 3-4 км/ч и управлять становиться сложнее, но идти можно.

До пролива Янисвирта дошли просто отлично. Повернув в пролив мы изменили курс градусов на 90. Ветер тоже в проливе дул иначе и в результате мы оказались лицом против ветра. Попробовали идти галсами, но в узких местах это становилось просто невыносимо, стали подмерзать. В результате приняли решение снять паруса у северной оконечности острова Хапасари (Haapasaari) и продолжить движение на веслах. Нам оставалось пройти 8 км. Светка разболелась, стало хуже. Стали даже обсуждать вопрос не сойти ли с маршрута. Погода оставалась плохая.

Встали по плану на стоянке 3* SOUKANNIEMI в 19 часов. Координаты стоянки широта 61°25"47.16"С, долгота 28° 2"35.04"В. Стоянка распологает стандартным набором удобоств для такой категории: дровник с пилой, топором и запасом дров, туалет, костровище со скамьями. Мусорных баков здесь нет. На стоянке чудесный лес. Который день отмечаем, что почти нет комаров. Удивительно.


Статистика :
Время в пути 6:05
Время в движении 5:25
Одометр 23 км
Макс скорость 7.7 км/ч
Средняя скорость 4.2 км/ч.
Температура воды перед выходом в 12:30 составляла 21 градус, в 22 часа на след. стоянке - 17 градусов.

Встали в 9:30. Решено сделать дневку, подлечить Светку.

Ветер по-прежнему С-В 3-4 м/с, потеплело 25 градусов, температура воды 20. Утверждение о преобладающих Ю-В ветрах пока не подтверждается.

Руслан продолжает клеить лодку, читаем Хейердала, Светка лечиться и ей лучше. Она решила продолжить поход.

Сегодня сдох первый аккумулятор телефона, его хватило на 4 дня. Одной бутылки 0.5 л бензина хватает на 4-5 едок.

Подъем в 8. Вышли в 12. Погода просто супер. Ветер 3-4 м/с С-В.

Я поменился с Русланом местами и пошел на Легоре. Это тоже продукция компании Тритон. Поначалу она показалась очень проворной, но вскоре я начал уставать. Очень неудобно сидеть, так как ноги упираются в корпус и стопы приходиться складывать. Места для груза мало. В корму можно засунуть только небольшой мешок, остальной шмот приходиться крепить сзади сверху, так что для фототехники, например, места нет вообще. В итоге по скорости она оказывается не быстрее Ильменя.

Ветер теперь оказывается встречный, идем на веслах. В Пумалу мы пришли через 4 часа. По дороге сделали только одну получасовую остановку. Очередная потеря - Руслан забыл на стоянке свой бинокль.

Пумала - маленький и чистенький городок. Основные магазины и пр. сосредоточены около порта. В порту наблюдали много диковенных посудин. Например, самолет круживший над нами, когда мы подходили в Пумале, вдруг решил сесть на воду и подрулил к пристани. Это был гидросамолет времен второй мировой войны. Другой интересный экземпляр была двухмачтовая шхуна с двумя огромным швертами по бортам.


Заходили в аптеку. Антибиотики и антисептики без рецепта не продают. Смогли купить только таблетки из клюквы. Пообедали пицей (9.5 евро) и местным пивом (4.5 евро) напротив церкви на центральной улице. В порту есть крупный продуктовый магазин "Sale" типа "Перекрестка", где можно недорого пополнить запасы провианта, включая консервы. Закупились там хлебом, фруктами, овощами и какими-то финскими народными пирожками. Лодки оставляли без присмотра, забрав конечно ценные вещи, документы и деньги. Обстановка в Финляндии расслабляет - теряем бдительность, но ведь до чего приятно.

В Пумала нужно обязательно подняться на их известный мост. Кстати этим мостом фины хваляться в разных путеводителях, типа большая достопримечательность. С моста открываются довольно симпатичные вида на городок и шхеры вокруг него. Подняться можно на лифте бесплатно прямо с набережной порта.


После Пумалы гос.стоянки появляются не скоро, поэтому мы предполагали найти местечко где-нибудь в районе острова Куйвинсари (Kuivinsaari) . Однако это оказалось не просто. Мы шли вдоль правого (по ходу движения) берега и места для лагеря найти не могли. Берега были либо непригодны для стоянки, либо заселены. В итоге мы вынуждены были пройти на 7 км больше, чем рассчитывали, и встали уже поздно вечером на безымянном островке с маяком у северной оконечности острова Вуорисари (Vuorisaari) . Координаты стоянки широта 61°34"20.13"С, долгота 28°15"18.17"В.

Казалось, что все комары Финляндии собрались на этом маленьком островочке. Нам также показалось, что вода немного горчит. Ужин готовить не стали, поели консервов.

Статистика
Время в пути 6:30
Время в движении 5:20
Макс. скорость 7.3 км/ч
Средняя скорость 4.4. км/ч.
Одометр 23.73 км
Температура воздуха днем в Пумала была 32 градуса, в полночь на стоянке было 22 градуса.

Подьем был 7 утра, так как стало очень жарко в палатке. Она стояла на самом солнце и без тента. Вышли в 10:30.

Очень жаркий день, термометр показывал 31.5 градус. Ветер восточный, 2-3 м/с. Только однажды ветер был весь день попутный, но в тот день отвалился руль! Вот же досада! Идти сегодня немного легче, чем накануне из-за ветерка и облачков, которые иногда создают тень.

По дороге мы пересекли паромную переправу, разминулись с огромной баржей (такие здесь возят лес), любовались многочисленными парусниками.

Через 3 часа пришли на гос. стоянку 3* на острове Рунасари (Ruunasaari) . Первоначально я планировал здесь дневку. Эту дневку мы уже потратили перед Пумала, да и в предыдущий день мы прошли больше, так что теперь вставать на ночь было еще рано. Стоянка оказалась неподходящей для ночевки в палатке. Здесь вообще нет нормальной площадки. Стоянка очень компактная, минимальный набор удобств (костровище, дровник и туалет). Даже мусорника здесь не оказалось.


Мы остановились здесь на обед. Вместе с нами на обед здесь остановились финский яхтсмены из Лаппенраанты. Они подсказали пару стоянок, одной из которых мы потом воспользовались, и предупредили об ухудшении погоды 10 июля.

Именной на этой полянке мы получили от нашего друга Кирилла следующие строки:

Летит мой грот и стаксель реет!
Уж точно Русик не поспеет!

Наш ответ был следующим:

Но ветер встречный, черт возьми!
И Русик снова впереди!

Кирилл на это отвечает:

Но Светка щас весло достанет
И Русик на полдня отстанет!

Переждав жару, искупавшись, мы отправились дальше в 19 часов. По дороге стали свидетелями любопытного события. Оказаывается в этих краях, прямо у нас на маршруте, раз в год проводится чемпионат по гребле . Стартуют гребцы из городка Сулкава (Sulkava) . В этих соревнованиях принимает участие тысячи человек (например, в прошлом году их было около 8 тысяч)! С прошлого года чемпионат считается международным.



Около 21 встали на ночлег на государственной стоянке 3* на острове Петросаари (Petrosaari) . Координаты стоянки широта 61°37"16.07"С, догота 28°32"47.01"В. Там была уже пара яхт и катер. Но, как обычно, фины обитали у себя на борту и берег был целиком в нашем распоряжении. Стоянке понравилась меньше остальных. Костровище без скамеек. Вместо них три чурбачка. Нет дровника, вместо него просто повалено дерево. Немного мусорно. Туалет и мусорка имелись. Под палатку мест много. Ужин опять не готовили.

Статистика
Время в пути 5:23
Время в движении 4:11
Средняя скорость 4.4.км/ч
Максимальная скорость 7.8 км/ч
Прошли 18.26 км.

Проснулись в 8:15, но встать сразу не смогли. Только прочитав очередную главу Тура Хейердала, сумели выползти из палатки. День отличный и никакого немека на обещанное ухудшение погода, о котором нас несколько раз предупреждали разные яхтсмены. Мама прислала смс-ку о том, что это самое ухудшение перенесли на 12 июля. Ну что же посмотрим. А сегодня день выдался прекрасный. Температура воздуха 30 градусов. Ветер восточный 2-3 м/сек.

Наш курс - на север, поэтому решили поставить паруса. Вышли в 12:15. Довольно резво подошли к проходу в пролив, но войти в него не сумели. На входи в пролив ветер выключили. Поболтавшись некоторое время, причалили к берегу и сняли парус. С завистью смотрели на проходяшие мимо яхты. Им-то убирать паруса не нужно, включил двигатель и вперед.

Сразу за маяком на острове Оулунсари (Oulunsaari) началась открытая вода и ветерок опять появился. Начались новые метания, а не поставить ли опять парус. Через 5 км я не выдержал и мы снова причалили и поставили парус. На этот раз поставили только грот и без аутриггеров. Пошли неплохо. Ветер был бакштаг. Средняя скорость составляла 4.5 км/ч. Иногда на отдельных порывах мы разгонялись до 8 км/ч.

На воде очень активное движение. Нас обогнала очередная баржа. В разные стороны движется множество яхт. В третий раз нас нагнал пароход Saima Travel. Это судно регулярно ходит от Лаппенраанты до Савонлинны и обратно. Вот информация о нем.


Добрались до пролива Венарансалми , который находится между островами Сявиёнсари (Savionsaari) и Руокониеми (Ruokoniemi) . Через пролив ходит автомобильный паром. Ветер гуляет в разные стороны и поэтому, помогая себе веслами, пересекаем пролив.


После пролива держим курс на восток. Ветер теперь бейдевинд ближе к левентик. Идти трудно, парус едва тянет. Скорость получается 2-3 км/ч, а пройти нужно еще прилично. Предлагаю снять парус, но Светка не хочет. В резльтате я пасу парус, а жена гребет:).

К 18:40 добрались до нашего островка Селкасари (Selkasaari) . Стоянку здесь нам подсказали яхтсмены день назад. Координаты широта 61°46"23.78"С, долгота 28°33"44.83"В. Это стоянка не является государственной и поэтому, вероятно, никем не поддерживается, поэтому здесь слегка мусорно. Представляется собой небольшую каменистую площадку, оборудованную бревенчатым навесом. Есть также два места для костра. Навес имеет широкий вход и дощатый пол. Вход закрывается пологом. С обратной стороны навеса обнаружили небольшой запас дров. Хорошего места для палатки здесь нет и поэтому мы ее воткнули прямо в этот навес.


Ночью я очень удачно вышел прогуляться:), застал удивительное состояние природы. Как прекрасны белые ночи!



Еще одной особенность этой стоянки были черезвычайно активные муравьи и обилие пауков на деревьях. Если с первыми я в дружеских отношениях, то вторые обитатели мне активно не нравились:).

После 20 часов ветер изменил свое напрваление на южное 1-2 м/с. Вода была в это время 24 градуса. Сочи можно сказать!

Статистика
Время в пути 6:13
Время в движении 5:25
Средняя скорость 3.9 км/ч
Максимальная скорость 8.3 км/ч
Пройдено 21.32 км.

Встали в 9. Ночь была душная, ни ветерка. Утро жаркое. В 12 часов термометр показывал 30 градусов. Вышли в 13:15. Пройдя о. Каристансари (Karistaansaari) начал дуть восточный ветер 4-5 м/с. Но для нас он встречный, продолжаем движение на веслах. К слову сказать, эта местностность заметно отличается большей дикостью и более скалистыми островами. Мне здесь нравиться значительно больше. Между о. Коконсари (Kokonsaari) и Кесамонсари (Kesamonsaari) работает очередной паром.

В 16:30 встали на 5-ти звездочной стоянке Кесамонсари . В описании мы прочитали о том, что здесь сохранился дом какого-то священника, проживавшего лет сто назад. На фото дом был внушительных размеров и мы предположили, что это добро не должно пропадать и там либо гостиница, либо музей. Однако здание оказалось закрыто, кроме одного помещения на первом этаже. Там была действительно воссоздана обстановке столетней давности. На столе можно найти кипу путеводителей и каких-то журналов. Электричества нет. Короче говоря, полный облом. Даже телефон не подзарядить. Вот тебе и 5 звезд! Зато есть прекрасная сауна и просторная беседка с очагом. Конечно туалет и мусорки. Для яхтсменов эта стоянка должна быть удобнее, здесь два причала. Для палатки есть пара мест. Одно сразу за беседкой, другое метрах в 30 за ней, в камышах с отдельным бережком. Там уже стоял швейцарец на байдарке Вуокса, купленной в Германии (глобализации однако) и поэтому мы встали сразу у беседки. На территории стоянки имеется также колодец, но похоже последний раз им пользовался тот самый священник сто лет назад.




У причала стояли 7 яхт и катер. Мы познакомились с финами с катера и сходили с ними в сауну. А потом до часа ночи гоняли чаи с Роджером, швейцарцем на русской байдарке.

Стоянка выглядит очень людной. Гулять негде. Люди и собаки купаются вместе. Короче говоря как-то не на 5 звезд:) Первоначально мы планировали здесь дневку, но отказались от этой затеи и решили идти дальше к более диким стоянкам.

Статистика
Время в пути 3:11
Время в движении 2:29
Скорость макс. 9.6 км/ч
Скорость средняя 4.6 км/ч
Одометр 12.34 км.

Подъем случился сегодня в 8 часов. За завтраком гремел гром. Ветер Ю-З и к нам несет грозу. Но нам опять повезло, дождь лишь немного покапал, а гроза прошла где-то рядом. Опять солнце и жарко (29 градусов). Вышли в 12:50.

Ветер слабый 2-3 м/с. Между островами иногда вообще штиль, поэтому идем на веслах. Жмемся ближе к берегам, чтобы попадать в тень. Места продолжают быть скалистыми и слабо заселнными. Этот район находится на территории какой-то охранной зоны. Очень красиво.

Остановились осмотреть пещеры, образовавшиеся в результате обрушения скал, на острове Риутанен (Riuttanen). До главных разломов я добраться не сумел, но в целом место интересное. Координаты пещер: широта 61°43"43.72"С, долгота 28°55"44.99"В.

Согласно вышеуказанному сайту напротив пещер на острове Питкасари (Pitkasaari) должна была быть очередная государственная стоянка, но ее там не оказалось.

Мы остановились на стоянке на острове Конгонсари (Kongonsaari), мыс Паскиниеми (Paaskyniemi). Координаты стоянки: широта 61°42"50.47"С, долгота 28°58"23.43"В. Недоходя буквально метров 500 есть еще одна стоянка. Обе стоянки сообщаются тропой.

Наша стоянка расположена на длинном песчанном пляже и нам она очень понравилась. Стоянка разделена на два участка, на каждом есть костровище со скамьями. Между участками расположен туалет, дровник с большим запасом дров и стандартным набором инструментов. На соседней стоянке тот же набор удобств. Вместо мусорника используются имя для пищевых отходов. Остальной мусор предлагается вывозить самостоятельно.

На фотографии ниже показана соседняя стоянка.

Вокруг стоянки здорово повален лес. Очень похоже на окрестности Орехово после урагана в августе 2010 года. Позже оказалось, что тот же самый ураган зацепил Финляндию тоже. В Савонлине у крепости даже повернуло кровлю.

Статистика
Время в пути 4:40
Время в движении 3:35
Максимальная скорость 6.8 км/ч
Средняя скорость 4.4 км/ч (Светка спала и я греб один)
Одометр 15.92 км.

Встали поздно, после 10. Завтракали в полдень:). Все небо затянуто тучами. Ветер свежий 4-6 м/с, Ю-В. Не успели мы допить чай, как пошел дождь. Это первый дождь за 11 дней похода. Забрались в палатку и читали Стива Калахэна "В дрейфе". Дождь шел до 16. Через час опять пошел ливень. Но мы уже натянули тент и готовим обед. Фото ниже называется "О! Тепленькая пошла".

Дождь шел часов до 20. Ветер изменился на западный 2-3 м/с.

Облачно. В разрывах облаков иногда показывается солнце. Ветер западный 5-6 м/с. Порывами до 7-8 м/с. Температура воздуха 21 градус. Встали по будильнику в 8. Вышли в 12. Такой ветер нельзя было терять и мы пошли под всеми парусами.

Лодка идет очень хорошо. Смогли даже взять Руслана на буксир. Ветер нарастает. Порывы достигают 11-12 м/с. На воде появились барашки, но волна маленькая. Идеальные условия для паруса. В проливах ветер меняет свое направление и гуляет от Ю-З до С-З. Любое из этих направлений нас вполне устараивает.

Идем со скоростью 8-9 км/ч, временами разгоняясь до 10 км/ч. Быстро проходим нашу скромную дневную норму.

Останавливаемся на островке Хейкасари (Heikkasaari), который нам подсказали финны с катера. Координаты стоянки: широта 61°38"18.86"С, долгота 29°10"12.12"В.

Стоянка здесь дикая. Места много, хватит на несколько лагерей. На острове уже стояли рыбаки, пожилой фин с мальчиком. Западный берег песчанный, остальные берега галечные. Есть костровища, достаточно дров в лесочке. Пообедали под сильным ветром, но к 19 часам ветер совсем стихает.

Статистика
Время в пути 2:30
Максимальная скорость 10.3 км/ч
Средняя скорость 6.2 км/ч
Одометр 14,98 км.

Встали в 8:20. Ветер С-З, 3-5 м/с с порывами до 6 м/с. Температура воздуха 19 градусов. Переменная облачность.

Вышли в 11. Как нам удался такой ранний выход даже не знаю. :) Идем под парусом. Ветер какой-то нестабильный то подует, то перестанет. В те счастливые моменты, когда ветер дул, мы разгонялись до 9 км/ч. Как это здорово! Направление ветра меняется от С до С-З. Наш курс на С-В. Стаксель здорово помогает.

Без приключений дошли до очередной стоянке. Это государственная стоянка, необозначенная на вышеупомянутом сайте. Мы узнали о ней по стендам на других подобный стоянках. Координаты: широта 61°44"29.50"С, долгота 29°19"25.04"В. Островок называется Апелинсари (Aapelinsaari) . По степени оборудованности это стандартная трешка: костровище со скамьями, дровник, туалет. Для костра мы нашли несколько мест. Под палатку мест много. Яхты становятся около высокого скалистого берега, мы же немного обошли и вытряхнулись на песчанном пляжике. Это первая официальная стоянка, где мы были одни!


Статистика
Время в пути 3:07
Время в движении 2:54
Максимальная скорость 9.3 км/ч
Средняя скорость 5 км/ч
Одометр 14.45 км.
К 18 часам температура воздуха составляла 22 градуса.

Подъем случился в 8. Вышли в 11:35. Облачно, температура 18. Ветер западный 1-2 м/с.

Дошли до населенного пункта Пункахарью (Punkaharju) за 42 минуты, расстояние составило 3.9 км. Средняя скорость 5.7 км/ч.

Выгрузились на главной пристани, в правой части которой был спуск для лодок.



На пристани есть душ, туалет, навес, валялось много ведер, так что удалось даже лодки помыть.

Я успеваю на поезд в 13:02. Следующий будет только через 3 часа. Ж/д платформа находится сразу за пристанью. От того места, где мы высадились, нужно пройти налево несколько десятков метров, затем подняться по деревянной лестнице прямо на платформу.



Поезд идет с пересадкой в Парикала (Parikkala) . Билеты покупаются у кондуктора в случаях, если на станции нет кассы. Проезд стоил 25.4 евро. В 14:30 я на месте в поселке Йоутсено (Joutseno) . Таким образом, расстояние, которое мы прошли за две недели, я проехал за полтора часа на поезде.

Ж/д платформа в Йоутсено находится в 2.5 км от пристани, где мы оставили машину. Через 40 минут я забрал свою машину целую и невредимую и выехал обратно. Вернулся около 17. Перекусили, погрузились и выехали в Савонлинну в 18:30.

Дорога в Савонлину проходит по очень красивому месту - это цепочка островов, соединенных мостами и дамбами. Финны называли ее "Императорской дорогой" в честь русских императоров.

Савонлинна -очень интересный город, финская Венеция. Около половины территории города приходится на озера и реки. Здесь есть даже разводной мост!

В это время года в Савонлинне проходит ежегодный оперный фестиваль. Сцену организуют прямо во внутреннем дворе крепости Олавинлинна (Olavinlinna). Из-за фестиваля цены на проживание в гостиницах поднимаются. Стоимость 2-х местного номера достигает 180 евро за ночь. Поэтому решаем остановиться на ночлег в кемпинге Vuohimaki. Кафешки после 20 часов в основном закрыты и поужинать тоже проблема. Успеваем до закрытия слопать по пицце в пиццерии на центральной улице Olavinkatu. Пиццерия расположена примерно между домами 27 и 33. Потом закупаем продукты в супермаркете на этой же улице (номер дома 20) и отправляемся в кемпинг.

Кемпинг занимает огромную территорию на берегу Саймы и предлагает совершенно разные варианты поселения. Самый простой вариант - это конечно поставить палатку. Это стоит 14 евро с палатки и по 4 евро с каждого человека в ней. Итого на троих получилось бы 36 евро. Многие сюда приезжают на машинах-домах. Для них отведены специальные поляны. Есть возможность снять небольшой домик. И наконец, в административном корпусе предлагаются номера студии. Мы остановились на последнем варианте и сняли номер на троих за 80 евро. За белье правда пришлось доплатить еще 7 евро. Местная кафешка предлагает завтраки за 6 евро. На территории кемпинга имеются душевые, туалеты, сауна, кухни, места для барбекю, прачечные, в которых правда стиральных машин нет и нужно стирать руками.

Крепость Олавинлинна открыта для посещения с 10 до 18. Мы походили по крепости с экскурсией. Оказывается она переходила 9 раз от финнов к русским и обратно. Последнюю реконструкцию делали под руководством Суворова и с тех пор там есть дворик Суворова и круглые окна на башнях под крышей.

Потом мы заглянули в музей, расположенный рядом с крепостью на берегу озера. Среди экспонатов под открытым небом для посещения был доступен парусный пароход "Salama", курсировавший когда между Савонлинной и Выборгом. Однажды он затонул где-то недалеко от Пумала и спустя много лет его все-таки подняли и отреставрировали.

Савонлинна располагает обширными причалами со множеством яхт.


В общем городок очень понравился, сюда можно приезжать просто на выходные.

Возвращались через Иматру и Светогорск. Русская очередь была небольшая и прошли границу минут за 30. Очередь финнов была огромная, но сразу после границы финские машины где-то терялись. Видимо их интересы находили удовлетворение у ближайшего ларька с водкой и сигаретами:)

Хочу отметить один интересный психологический эффект. Когда въезжали в Финляндию финские дороги не произвели большего впечатления. Ну подумаешь, чуть больше знаков и чуть меньше трещин. А вот обратная дорога произвела угнетающее впечатление. Русские дороги после финских показались гораздо хуже, хотя в Ленобласти дороги будут получше чем в целом по России.

Говорят, что пути Господни неисповедимы. Какая любопытная, захватывающая картина явилась бы нам из-под пера того, кому удалось бы проследить судьбу каждого из нас…! Каждого из нас, кто, так или иначе, связан с именем Святого благоверного князя Александра Невского…

Нас ведет друг к другу, обогащает, дополняет, объединяет единой целью. И все это позволяет нам, сотрудникам нового юридического образования – частного учреждения культуры «Культурный центр САМОЛВА» создавать новое музейное культурное пространство.

В сентябре с нами связался Александр Карсов, выпускник 46-й московской школы, в юности принимавший участие в лодочных походах с Александром Потресовым, выпускник ВХПУ им. Строганова, (факультет промышленной эстетики), художник-дизайнер. Он предложил свои услуги в изготовлении макета лодок (ушкуя и новгородской соймы), которые строили на Руси во времена Ледового побоища, и на которых могли передвигаться воины Александра Невского по водным просторам.

Ушкуи — парусно-гребное судно — стоили на Руси в XI-XV веках для сплава по рекам и для моря. Название лодки, по одной из версий, происходит от реки Оскуй - правого притока Волхова у Новгорода, где новгородцы строили лодки называемые ими «оскуй», или «ушкуй». Длина ушкуя составляла 12-14 метров, ширина 2,5 метра. Высота борта около 1 метра и осадка до 60 см, вместимостью до 30 человек. Лодка использовалась как на море (с косым парус и по обоим концам корпуса судна делались трюмы), так и на реках (ушкуй имел прямой парус и полностью открытую палубу без трюмов). В обоих вариантах вместо руля использовалось кормовое весло.

Если ушкуи использовались в качестве «боевого» судна, то к «гражданским судам» можно отнести один из самых распространенных типов судов древнего Новгорода — сойму. Самая легкая лодка такого типа длиной до 6 м называлась сойминкой. Лодки, длина которых достигала 12 м, имели палубу и садок для живой рыбы. Их называли живорыбками, или прасольными соймами.

Быстрые на ходу под парусами, легкие на веслах, хорошо лавировавшие и способные ходить круто к ветру, соймы использовались ватагами новгородцев и для походов к Белому морю за «рыбьим зубом». На них преодолевали без риска сломать киль порожистые реки (при плавании через пороги, ударяясь о камни, килевая доска лодки пружинила). На озерах же высокие штевни обеспечивали хорошую всхожесть на волну. Легкие соймы легко было переволакивать и через водоразделы.

Вот такие две модели, надеемся, появятся вскоре в экспозиции Музея истории сражения «Ледовое побоище», который будет открыт в «Культурном центре САМОЛВА» в апреле 2017 года к 775-ой годовщине легендарного сражения.

Старинную новгородскую сойму, которую восстанавливают на берегу Ильменя, подготовили к зимовке

Минувшим летом на берегу озера Ильмень в деревне Устрека Старорусского района началась удивительная история. Группа добровольцев объединилась вокруг большого и важного дела восстановления технологии строительства ильменской соймы — последнего представителя народных парусников в России.

Ильменская сойма — разновидность лодок для плавного лова рыбы, которой пользовались местные рыбаки, — известна как минимум с начала XX века. В 90-е годы на смену деревянным соймам пришли железные, оснащенные моторами лодки, и строительство деревянных сойм прекратилось.

Инициатором сохранения секретов строительства ильменской соймы стал москвич Владимир Щетанов, один из основателей Водлозерской артели — сообщества, созданного для поддержки и освещения работы группы исследователей и любителей самобытного мореходства.

Его помощниками стали Александр Мякошин, последний судостроитель на Ильмене, который когда-то строил соймы, Сергей Демешев, старорусский рыбак в пятом поколении, кормщик и большак рыбацкой артели в Устреке, и рыбаки Алексей Кузьмин и Владимир Клевцов.

Планировалось, что осенью участники проекта спустят сойму на ильменскую волну, чтобы испытать её ходовые качества. Но надежды не сбылись. Нередко в работу вмешивалась погода, шли дожди, из-за которых приходилось останавливать дело. Но за лето и половину осени участники уникального проекта успели многое.

— Сойма почти полностью построена, — рассказал Владимир ЩЕТАНОВ. — Остались мелочи, которые будем доделывать весной. Выходить в озеро пока нельзя — сойму нужно проластить и оснастить. Необходимо сделать мостки — палубу, обустроить шалашку — каюту, проластить и просмолить лодку, пошить паруса, изготовить мачты и отпорки, обзавестись необходимыми снастями.

На днях лодку подготовили к зиме. Для начала пропитали корпус антисептиком, из-за чего сойма приобрела зеленоватый оттенок, который, как говорится в сообществе проекта в ВКонтакте, уйдет вместе с просмолкой. Затем лодку укрыли строительным пленочным тентом. «Вообще-то, обычно соймы на зиму тут не укрывали, но нам жалко оставлять без защиты еще не повидавшее озеро судно», — написали участники проекта. Зимовать сойма будет на верфи в Устреке, где и строилась.

— Трудностей всегда хватает, но нет ничего нерешаемого, — рассказывает Владимир Щетанов о том, как идёт работа. — Конечно, не помешает любая материальная помощь от неравнодушных людей.

Сейчас единомышленники обсуждают, какими будут паруса на новгородской сойме. По словам Владимира Щетанова, парусину для них приобрести в России можно, но кроить и шить строители лодки будут самостоятельно. Необходимо определиться с формой парусов, которая с приходом моторных сойм изменилась. За советами и помощью участники уникального проекта будут обращаться к рыбакам.

Напомним, проект Владимира Щетанова предполагает не только строительство соймы, её оснащение, но и испытание её мореходных и эксплуатационных качеств на Ильмене, съёмку чертежа и создание отчетного видео о строительстве и технике плавного лова рыбы.

Видео, фотографии, рисунки после завершения работ будут доступны всем желающим — как учёным, так и всем тем, кто интересуется историей России, новгородского края, рыбного промысла и народного мореходства. Часть информации уже можно найти в сообществе проекта в ВКонтакте «Ильменская сойма».

*Ильменская сойма — разновидность лодок для плавного лова рыбы, которой пользовались рыбаки на озере Ильмень.

«Св. Арсений» в Ла-Манше, у берегов острова Уйат. Фотография Э. Эдмундсона (Великобритания)

Об уникальных парусных судах — соймах, на которых наши предки ходили по Балтике, Ладоге, Онеге, Ильмень-озеру…

До середины XIX века Ладожское озеро, находящееся «под боком» у Петербурга, оставалось, тем не менее, малоизученным. Отсутствие его описаний не лучшим образом сказывалось на судоходстве: даже в небольшую волну капитаны предпочитали идти обходными каналами, что значительно удлиняло путь. Ни одно страховое общество не бралось страховать суда, направлявшиеся с грузом по открытой Ладоге.
Только в 1858 году Адмиралтейство снарядило на Ладогу экспедицию под руководством опытного гидрографа полковника А. П. Андреева. Ему было поручено сделать съемку всего Ладожского озера, нанести на карту побережья, маяки, наиболее опасные мысы, мели, рифы, определить направления ветров. В задачу исследователя входил также и подробный осмотр лодок местных типов. Андреев отметил незаурядные мореходные качества двухмачтовой рыбацкой лодки - соймы. Одновременно он установил, что «теперь ничего неизвестно» о конструкции судов, ходивших по Ладоге во времена Великого Новгорода. Однако, посещая окрестные монастыри, полковник заметил на иконах здешних подвижников изображения судов, вполне сходных с современными ему ладожскими соймами. «Основываясь на этом сходстве и принимая в соображение, что ладожские соймы и доныне сохранили какой‑то первобытный характер, можно заключить, что суда новгородцев были почти те же, что и нынешние соймы».
А. П. Андреев оставил описание ладожской соймы. Это было небольшое парус­но‑­гребное судно, промысловое или грузовое, отличающееся заваленными назад штевнями (носовой и кормовой частями). Для лавировки и уменьшения дрейфа на киль набивался фальшкиль. Шпангоуты (поперечные ребра жесткости) крепились как к килю, так и к обшивке деревянными нагелями (соединительными шипами), обшивочные доски укладывались «внакрой» и сшивались корнями можжевельника. «По опыту доказано: скорее сгниют обшивка и шпангоуты на сойме, чем уничтожится древесный корень. Но как крепко и надежно этот шов держит доски, что удивляться надо!»
Сойма имела две мачты. Фок‑мачта ставилась на форштевень (в носовую часть судна), грот‑мачта - посередине. Избегая специальных технических подробностей, скажем лишь, что парусное вооружение соймы было настолько незамысловатым, что два человека легко управляли судном..
Соймы строились без предварительных чертежей и такого размера, какой требовался владельцу. Самая легкая лодка длиной до 6 метров называлась сойминкой. Длина крючной соймы колебалась в пределах 7–8, мережной 9–10 метров. Лодки, длина которых достигала 12 метров, имели палубу и садок для живой рыбы. Их именовали живорыбками или прасольными соймами. Впрочем, при необходимости садки встраивали в любую лодку, для чего ставили две водонепроницаемые деревянные переборки, а между ними в бортах просверливали отверстия для циркуляции воды. На больших соймах, предназначенных для перевозки пассажиров, имелись помещения в корме.
По словам Андреева, ладожские соймы обладали незаурядными мореходными качествами: были легки на веслах и не боялись встречных ветров - «очень порядочно лавировали». Они проходили большие расстояния, совершая плавания в Выборг, Стокгольм, через Ладогу и Онегу на Соловки.
«Итак сойма - наше родное судно! - подводил итог своим изысканиям Анд­реев. - Сойма, вероятно, видывала и те древние времена, которые в истории темны. Сойма насмотрелась и на ганзейские товары! Да и теперь сойма - единственное судно, употребляемое в пресных водах Северо‑Восточной Руси».

Неудивительно, что мы с моим товарищем по походам Андреем Боевым однажды загорелись идеей построить такую лодку и обойти на ней вокруг Ладоги. Но у нас не было главного - чертежей и мастера, который бы взялся воссоздать средневековую сойму. Тогда мы отправились в самые отдаленные уголки Ладоги, где надеялись встретить людей, знакомых с соймами. Остров Коневец, Приозерск, Сортавала… Здесь нам попадались в основном катера и самодельные яхты. На Валааме местные рыбацкие лодки даже отдаленно не напоминали описанную Андреевым сойму. Живший на острове старый финн, узнав, что мы ищем, удивленно переспросил: «Двухмачтовая лодка? Забудьте. На парусах здесь давно уже никто не ходит».
В конце лета 1994 года мы с Андреем добрались до глухой деревеньки Сторожно, живописно раскинувшейся на юго‑восточ­ном побережье Ладоги. Настоящий рыбацкий поселок: кругом развешаны сети, вмес­то окон в сараях - иллюминаторы…
- Лодками интересуетесь? - спросил нас один из местных стариков, видя, что мы разглядываем перевернутый челн.
- Соймами.

Через пять минут мы сидели у нашего нового знакомого, и он рисовал нам именно то, что мы так долго искали. Из‑под его огрубевшей руки выходили изящные линии корпуса. Очертания парусного вооружения двухмачтовой лодки точно совпадали с описанными Андреевым…
- Я ходил на соймах еще мальчишкой, - рассказывал потомственный рыбак Иван Андрианов. - Это были самые надежные суда на всем озере. Уж будьте уверены! Какая лодка выдержит на Ладоге семибалльный шторм? Только сойма! Бывало, застанет тебя в озере непогода, кругом волны бушуют, а в сойму не попадет ни капли… Такие вот были лодки… Только здесь вы сойм не сыщете, да, наверное, их нигде уже нет.

Позже выяснилось, что поиски мастеров следовало вести гораздо южнее - на берегах Ильменя. Именно там, близ Великого Новгорода, ко временам которого относил Андреев «рождение» соймы, в прибрежных селах Устрека и Взвад до сих пор еще «шьют» такие лодки. Правда, это типично ильменские соймы - без заваленного назад штевня, как в ладожском варианте. Кстати, никто не знает, чем обусловлен подобный изгиб носовой части. Московский судомоделист А. Зайцев высказывал мнение, что «рыбацким соймам при заводе неводов приходилось находиться в непосредственной близости друг от друга, и заваленный назад форштевень исключал возможность зацеп­лений». Трудно согласиться с этим мнением: ведь рыбу ловили и на Ильмене, а у ильменских сойм форштевень почти прямой. Очевидно, секрет кроется в особенности ладожского волнения. Вполне вероятно, что острый и вынесенный вперед форштевень легче всходил на крутую волну.
Осенью 1994 года, когда я уже думал отложить наши поиски до будущего лета, мне сообщили, что в южном Прила­дожье, на реке Сясь живет лодочный мас­тер Александр Степанович Калязин. Мы отправились к нему, но не застали: хозяин куда‑то отлучился. Чтобы скоротать время ожидания, мы прошлись вдоль берега и наткнулись на деревянную лодку, сделанную, как и сойма, «внакрой» и с очень хорошими обводами. Конструкция этой лодки, приспособленной под мотор, явно была отголоском той далекой эпохи, когда в ожидании попутного ветра люди неделями сидели на берегу.
Александр Степанович, вернувшись, объявил нам, что готов взяться за любое судно, но ему нужен чертеж. «И не забудьте две тысячи медных гвоздей! Особливо если собираетесь в соленые воды».
От идеи шить лодку традиционным способом - корнями можжевельника - пришлось отказаться. Слишком трудоемкое занятие, да и наш мастер никогда можжевельник не использовал. Кстати, в древнем карело‑финском эпосе «Калевала» упоминаются два способа крепления частей судна - с помощью гибких связей и деревянного крепежа:

Часто хорошие хозяйки
Можжевельник ломают,
Изготавливают лодку.

Известный фольклорист В. Я. Евсеев, комментируя данный отрывок, высказал предположение, что из можжевельника делали остов лодки, на который натягивали звериные шкуры. Увы, он ошибался: в эпосе речь идет о гибких связях, предназначенных для крепления обшивочных досок…

Лучшие статьи по теме