Туристический портал
  • Главная
  • Великобритания
  • Виды кораблей: названия с фото. Что такое шхуна: история, технические характеристики, фото Что надо знать современному капитану парусной шхуны

Виды кораблей: названия с фото. Что такое шхуна: история, технические характеристики, фото Что надо знать современному капитану парусной шхуны

Эра паровых машин началась на морском транспорте в начале прошлого века, однако и несколько десятилетий спустя на судах все еще господствовал парус. По типу оснастки корабли классифицировали так: с прямым, косым и смешанным вооружением.

На первых паруса, имевшие вид правильных четырехугольников и трапеций, привязывались к реям длинным, утончающимся к концам брусьям. Число реев, и, следовательно, ярусов на каждой мачте достигало шести. Чтобы судно не опрокинулось при сильном ветре, приходилось «брать рифы» – уменьшать площадь парусов.

Выражение «брать рифы» ничего общего не имеет с подводными камнями и скалами. Просто площадь парусов уменьшали, подвязывая их к рею веревками наподобие оконных штор. Веревки эти на морском языке именуются «риф-сезни» («риф-штерты»). Для выполнения опасной операции матросам нужно было сначала подняться на мачту (на высоту 20 – 30 метров!), переместиться вдоль рея и, стоя на протянутой под реем веревке, обеими руками «выкатывать» парус и перевязывать его риф-сезнями. Не удивительно, что моряки в кровь раздирали ногти, сдирали с пальцев кожу. А ведь в непогоду за сутки приходилось брать по четыре ряда рифов на 5 – 6 огромных парусах!

Суда с прямым вооружением требовали больших экипажей – до 100 человек – и соответствующих затрат. Это привело к различного рода упрощениям и усовершенствованиям – нижние паруса начали делать разрезными, для разворота реев применили паровые и механические лебедки. Самыми простыми и дешевыми в эксплуатации парусниками оказались шхуны.

Когда и где появились шхуны?

Американские историки судостроения обычно утверждают: первое в мире судно этого типа было построено в городе Глостере в 1713 году капитаном А. Робинсоном. Однако на гравюрах знаменитого голландского художника Виллема Ван-де-Вельде-младшего, относящихся в концу XVII века, изображены двухмачтовые парусники, которые с полным правом можно именовать гафельными шхунами.

Шхуны быстро завоевали хорошую репутацию: отлично ходили при боковых ветрах и могли идти под значительно более острыми углами к ветру, нежели суда с прямым вооружением. А главное – для управления потребно было минимальное количество людей: паруса на шхунах легко спускались вниз.

Единственный недостаток этих судов состоял в том, что на крупной волне при попутном ветре они были рыскливы и уступали в скорости судам с прямым вооружением. Однако выход был найден: на первой мачте, помимо косого паруса, появилось несколько прямых (рис. 50). Такие шхуны стали называть топсельными (от слов «top» – верхний и «sail» – парус).

Рис. 50 Топсельная (марсельная) шхуна

На стаксельной шхуне (рис. 51) часть косых парусов (стаксели) поднимается и опускается на кольцах по натянутым между мачтами снастям.

Рис. 51 Стаксельная шхуна

Наиболее распространены были гафельные шхуны (рис. 52). На них основные паруса растягивались между мачтой, нижним, почти горизонтальным брусом – гиком и верхним, наклонным – гафелем.

Рис. 52 Гафельная шхуна

Любопытно, что до 80-х годов прошлого века шхуны строились исключительно с двумя или тремя мачтами. Первая четырехмачтовая шхуна «Вильям Уайт» была сооружена в Америке в 1880 году. Спустя восемь лет там же спустили со стапелей судно с пятью мачтами.

Однако и этого американским корабелам показалось мало: в 1900 году появилась шестимачтовая шхуна «Джордж Уэллс». По ее подобию в США была построена целая серия торговых кораблей с шестью мачтами.

История судостроения насчитывает примерно двадцать различных типов шхун: бермудские, сирийские, марсельные, устричные, баржевые и т. д.

В конце прошлого века судостроитель Кроуниншильд дал репортерам нью-йоркских газет интервью. В нем говорилось: «Я приступил к проектированию гигантской стальной шхуны с семью мачтами». Прошло несколько лет. 11 июля 1902 года шхуна-монстр была спущена на воду. Длина корабля превышала 120 м, ширина – 15 м, осадка – 9 м. Шхуна предназначалась для перевозки угля между портами восточного побережья Северной Америки, затем ее переоборудовали под танкер. Этот чудо-парусник назвали именем американского писателя Томаса Лаусона.

Рис. 53 Семимачтовая шхуна "Томас Лаусон"

Семь стальных 35-метровых мачт напоминали заводские трубы. Их продолжением служили сосновые 17-метровые стеньги. Бушприт, вынесенный на 21 м впереди форштевня, нес пять косых парусов.

Еще на ходовых испытаниях «Томаса Лаусона» перед моряками встал вопрос: «Как назвать мачты?» Если следовать установившимся правилам, то мачты со второй по шестую должны были называться гротами. Капитан «Лаусона», предложил свою терминологию: 1-я мачта – фок, 2-я – грот, 3-я – бизань, 4-я – хлопун, 5-я – вертун, 6-я – ведун и 7-я – толкач. Это нововведение в морской практике запутало матросов, и они нашли оригинальный выход – мачты получили названия дней недели: от понедельника до воскресенья.

Вот что писал относительно мореходных качеств мастодонта его капитан Артур Кроули:

«Время, потребное на перемену галса, когда это чудовище в балласте, составляет от десяти минут до бесконечности». Никто из команды «Лаусона» не мог понять, почему шхуна при одном и том же ветре правым галсом шла быстрее, чем левым.

19 ноября 1907 года «Томас Лаусон» с полным грузом керосина и нефти вышел в свой первый трансатлантический рейс. Он оказался для шхуны последним.

Судно на подходе к Ла-Маншу из-за плохой погоды шло по счислению. Курс был проложен в десяти ми-лях к югу от маяка Бишок-Рок. Расчет капитана не оправдался: когда туман рассеялся и открылся берег, «Лаусон» оказался в ловушке среди опасных рифов островов Силли. Начавшийся ночью шторм сорвал беспомощный парусник с якорей и выбросил на прибрежные скалы острова Аннет. Через два часа от стального левиафана осталась груда металла. По иронии судьбы при этом кораблекрушении спасся лишь капитан Джордж Доу. Это произошло в пятницу 13 декабря. Невероятно, но единственная книга писателя Томаса Лаусона называлась «Пятница – 13 число».

  • Шху́на (нидерл. Schoener) - тип парусного судна, имеющего не менее двух мачт и косые паруса на всех мачтах. По типу парусного снаряжения шхуны делятся на гафельные, бермудские, стаксельные, марсельные и брамсельные. Брамсельная шхуна отличается от марсельной наличием брам-стеньги и ещё одним дополнительным прямым парусом - брамселем. При этом в ряде случаев марсельную и брамсельную двухмачтовые шхуны (особенно с брифоком) можно спутать с бригантиной. Независимо от типа косых парусов (гафельных или бермудских) шхуна может быть и марсельной (брамсельной). Шхуны имели небольшую осадку, что позволяло ходить даже на мелководье.

    Главное отличие двухмачтовой шхуны от других типов парусного вооружения - расположение грот-мачты - самой высокой мачты судна. В случае парусного вооружения этого типа, грот-мачта располагается ближе к корме, для того, чтобы, особенно в случае с гафелным вооружением, карнаги штаг, соединяющий фок и грот-мачту, шел немного вверх и не мешал гафелю фок-мачты.

    Шхуна очень хорошо ходит при боковом ветре и под острым углом к ветру, у неё намного меньше снастей в бегучем такелаже, чем у судна с прямым парусным вооружением, проще устройство оснастки, что позволяло существенно уменьшить команду. Все работы с парусами производились с палубы, в то время, как на судне с прямыми парусами для их подъёма и спуска большому числу людей необходимо взбираться на мачты. Однако при попутном ветре шхуна существенно уступает судам с прямыми парусами и становится рыскливой. Тем не менее, в последнее столетие массового использования парусников преимущества шхуны в отношении снижения числа и умения экипажа оказались более чувствительными из-за стремления судовладельцев снизить стоимость перевозки грузов в условиях конкуренции с пароходами, поэтому конец XIX и начало XX веков стали периодом расцвета шхуны, именно тогда были построены гигантские суда с этим типом парусного вооружения, вроде «Томас У. Лоусон» (1902 год, см. ниже).

    Первые суда с шхунным такелажем появились ещё в XVII веке в Голландии и Англии, но широкое применение шхуны получили в Америке. Они имели две мачты с гафельными парусами и использовались для каботажных перевозок. В XVII - XVIII веках были основными кораблями пиратов в Карибском море. В период расцвета только на Великих озёрах между США и Канадой курсировало до двух тысяч шхун.

    В конце XIX века конкуренция пароходов привела к необходимости сокращения команд судов. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления именно шхуны смогли выстоять в этой борьбе. В основном строились двух- и трёхмачтовые шхуны, реже четырёх-, пяти- и шестимачтовые. А в 1902 году в городе Куинси, Массачусетс (США) на воду спустили единственную в мире семимачтовую шхуну «Томас У. Лоусон». «Томас У. Лоусон» предназначался для перевозки угля. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м весила 20 т. Их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Работу моряков облегчали различные механизмы, благодаря чему огромным парусником управляли всего 16 человек. Шхуна, не имевшая двигателя, была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебёдками, электрической системой и даже телефонной сетью.

    После Первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.

Шхуна

ж.
Парусное деревянное судно с двумя и более мачтами.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Шхуна

Ы, ж.

Небольшое деревянное парусное судно.

* Капитан шхуны. *

Морской словарь

Шхуна

парусное судно, имеющее две или более мачты с косыми парусами. Мореходно, может ходить круто к ветру. Шхуны русского флота имели до 16 пушек.

Словарь Военных Терминов

Шхуна

судно обычно с косыми парусами. Разновидности Ш. - бригантина, баркентина. Современные Ш. имеют кроме парусов двигатель внутреннего сгорания.

Словарь Ожегова

ШХУ НА, ы, ж. Морское судно с косыми парусами. Двухмачтовая, многомачтовая ш.

Словарь Ушакова

Шхуна

шху на и шкуна, шкуны, жен. (голланд. schoener) (мор. ). Парусное деревянное судно с двумя н более мачтами.

Энциклопедический словарь

Шхуна

(от англ. schooner), парусное судно (от 2 до 7 мачт) с косыми парусами. В 19 в. применялись т. н. марсельные и брамсельные шхуны с 2-3 прямыми парусами (обычно на фок-мачте).

Военно-морской Словарь

Шхуна

парусное судно с двумя и более мачтами, вооруженное косыми парусами. В 18-19 вв. входили в состав парусных флотов в качестве посыльных судов имели до 16 пушек. Современные шхуны имеют длину более 22-28 м, снабжены также двигателем внутреннего сгорания.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Шхуна

(шкуна) - парусное судно с 2-мя или 3-мя мачтами, имеющими косые паруса. Рангоут Ш. отличается сравнительной высотой нижних мачт, к которым прикрепляются короткие стеньги. Уклон мачт на Ш. несколько больший, чем у судов с прямой парусностью. По числу мачт и типу парусов Ш. различаются следующим образом: 1). Ш. обыкновенная имеет 2 или 3 мачты; на фок-мачте ставятся 1-2 прямых паруса (марсель и брамсель); на остальных мачтах - одни косые паруса. 2). Ш. бермудская, или гафель-Ш. (иногда называется гоелеттой или гулетой), имеет исключительно косые паруса на всех (2-х или 3-х) мачтах. Ш.-бриг (бригантина) имеет фок-мачту, оснащенную как у брига, т. е. с короткой нижней мачтой и полной прямой парусностью; грот-мачта имеет косую парусность, как у Ш. Шхуна-барк (баркентина) имеет фок-мачту такую же, как у Ш.-брига, и 2 задних мачты с шхунской парусностью. В России термин "Ш." очень распространен на Каспийском море, где так называют и морские грузовые пароходы ("паровая Ш."), заменившие прежние парусные Ш. в перевозке грузов. (См. Паруса, Парусность, а также, и "Русский торговый флот", издаваемый ежегодно главным управлением торгового мореплавания и портов

Дата выпуска: 18 сентября 1981 Художник: А. Аксамит Перфорация: comb 12 x 12½ Тираж: 6 200 000 Код по каталогу: Михель SU 5114
Соловьев 5232

Сегодня рассказ о представителе знаменитой финской серии судов, трехмачтовой шхуне «Кодор». Берясь за эту тему, я рассчитывал, что информации о герое рассказа будет предостаточно, но, к сожалению, не только о «Кодоре», но и обо всей серии кораблей материалов найти удалось крайне мало. Очень жаль, ведь на них прошли обучение десятки тысяч курсантов, ставших капитанами и офицерами морских флотов России и других стран. По моему глубокому убеждению, марка послужившая причиной написания этой статьи является коллективным памятником всем 102 кораблям финской серии.

Но прежде чем приступить к повествованию предлагаю Вашему вниманию традиционную загадку по теме блога: «Почему финны называли «Кодор» и другие корабли построенные Финляндией для СССР после Второй мировой войны «золотыми»?»

Историческая справка

В период с 1918 по 1944 год между РСФСР (затем - СССР) и Финляндией случилось четыре войны. Четвертый вооруженный конфликт 1941-1944 гг. является составной частью Великой Отечественной войны. По результатам переговоров о перемирии, состоявшихся в сентябре 1944 года в Москве, на Финляндию, помимо политических, территориальных и военных условий, налагалась контрибуция в размере 300 миллионов долларов золотом по курсу 1938 г. товарами в течение восьми лет. Цена одной унции золота на тот момент составляла 35 долларов. В пересчете на сегодняшний курс размер контрибуции составляет около 5 миллиардов долларов. В оплату контрибуции Финляндия поставляла в СССР бумагу, продукты целлюлозной промышленности, древесину, средства производства, технологии, паровозы. Также было заключено соглашение на постройку судов (ледоколы и парусные суда).

В 1948 году СССР согласился снизить объём репараций до 226,5 млн долларов. Последний эшелон с репарационными поставками пересек границу 18 сентября 1952 года. Финляндия была единственной страной, которая выполнила все оговорённые репарационные обязательства.

Справедливости ради стоит отметить, что от необходимости выполнения репарационных соглашений Финляндия тоже «выиграла». Выплата контрибуции заставила Финляндию развиваться, учиться, нужны были инженеры, техники, рабочие, что дало колоссальную занятость стране и рост финской промышленности в послевоенное время и привело к довольно быстрому подъёму уровня благосостояния и стандартов жизни.

История создания шхуны «Кодор»

В оплату части контрибуции СССР заказал Финляндии строительство большого количества ледоколов и парусных судов. В 2012 году, когда Финляндия «отмечала» 60-летие полной выплаты репараций СССР, по финскому телевидению была показана передача, где сказали, что если поставить корма к носу все суда, построенные для Советского Союза в счёт репараций, то получится линия в ТРИДЦАТЬ километров. Насколько верна это цифра я сказать не могу, но кому интересно, можете посчитать примерную длину парусной составляющей данной репарации. По моим приблизительным расчетам длина этой линии составляет менее пять километров.

В счёт погашения репарационного долга в Финляндии было построено 102 деревянных парусника — 72 шхуны и 30 баркетин всего на сумму 66,2 миллиона долларов (около 30% от всей суммы репараций). Строительство шхун в период с 1946 по 1953 год развернулось на четырёх верфях: LaivateollisuusAb в г. Турку построила 45 судов плюс немагнитную научно-исследовательскую шхуну «Заря». F.W. Hollming в г. Раума построила 34 шхуны, семь судов построила Aug. EklofAb в г. Порвои, четыре - ValkonLaiva в г. Ловиса.

Постройка такого количества деревянных парусных (хотя и снабжённых двигателями) судов в середине XX века выглядит странно. Парусные суда смотрятся из нашего времени как глубокая архаика. Действительно, подобного масштабного строительства парусных судов никогда больше уже не велось. В конце 1950-х годов инженеры научились проектировать, а машиностроительные заводы производить, дизельные двигатели большой мощности, и парусное оснащение стало неактуальным. Для финнов строительство этих судов было настоящим испытанием.

Верфи, строившие корабли, работали на пределе сил, советская репарационная комиссия постоянно вмешивалась в строительство, периодически меняя требования и сроки выполнения заказа. Все заказы были выполнены к 1953 году. Советский флот пополнился баркетинами «Альфа», «Вега 2», «Горизонт», «Зенит», «Капелла», «Кропоткин», «Менделеев», «Меридиан», «Секстан», «Сириус», «Тропик», «Чайка» и бермудскими шхунами «Восток», «Глобус», «Запад», «Кодор», «Север», «Штурман», «Юг» и «Юнга» и др. Размеры парусных кораблей этой серии были идентичными, в основном они повторяли друг друга и в части конструкции корпуса. Большинство судов были похожи друг на друга как однояйцевые близнецы, пример тому фотография ниже:

Существенные различия можно было заметить лишь в рангоуте и деталях внутреннего обустройства. И все это были элегантные парусники с удлиненными корпусами.

Шхуна «Кодор» была построена в Финляндии на верфи Laivateollisuus Ab в городе Турку в 1951 году (по другим данным в 1947 г.) по заказу Министерства морского флота СССР. Назвали корабль в честь реки Кодо́ри или Кодо́р в Абхазии. Река берёт начало с южных склонов Главного Кавказского хребта и представляет быструю горную реку, длиной до 170 километров впадающую в Черное море в 20 километрах к юго-востоку от Сухума.

Конструктивные особенности и характеристики шхуны «Кодор»

Первоначально «Кодор» был спроектирован и построен как грузовая гафельная шхуна. В процессе эксплуатации шхуна подверглась модернизации, и из гафельной была переоборудована в бермудскскую. А теперь давайте попробуем разобраться в этих непонятных терминах, глубоко не вдаваясь в технические описания.

Гафельная и бермудская шхуна - это особенности парусного вооружения корабля. Гафель (нидерл. gaffel букв. - вилы) - наклонное рангоутное дерево, поднимаемое по мачте и упирающееся в неё пяткой. Гафель служит для растягивания по нему верхней кромки (шкаторины) косых основных четырёхугольных парусов неправильной формы (гафельные паруса) — триселей, а также крепления шкотовых углов дополнительных парусов — топселей.

Бермудские шхуны несут треугольные паруса (бермудский парус). Бермудские паруса появились в начале 20 века и являются наиболее распространённым типом паруса на яхтах, прогулочных, туристских и гоночных судах. По простоте управления, постановки и тяговым характеристикам являются бесспорным лидером.

Для наглядности предлагаю рассмотреть следующий рисунок:

На фок-мачте шхуны может быть установлен брифок - вспомогательный прямой парус — при определении типа судна он игнорируется. Ставится, к слову, довольно редко, только в тех случаях, если шхуна идёт полным курсом (при попутном ветре). На марке посвященной шхуне «Кодор» судно изображено в бермудском парусном вооружении с поднятым брифком.

Технические характеристики шхуны «Кодор»:

  • тип судна — 3-х мачтовая шхуна проекта «Академик Шокальский»
  • место постройки — верфь Laivateollisuus Ab, г. Турку, Финляндия
  • заложено — 12.05.1950
  • спущено на воду - 09.06.1951
  • корпус - деревянный
  • водоизмещение - 500 т
  • длина - 39,4 м
  • ширина - 9,5 м
  • высота мачт от ватерлинии - 58 м
  • осадка - 3,5 м
  • площадь парусов - 834 кв. м. (гафельная оснастка), 721 кв. м (бермудская оснастка)
  • скорость под парусами - до 10 узлов
  • двигатели - «Болиндер» 300 л.с.
  • экипаж - 15 чел., курсанты - 50 чел (по некоторым данным 44 чел)

На корпус и рангоут шхуны строители использовали три вида древесины — сосну, ель, дуб. Наружная обшивка парусника была одинарной, выполненной вгладь, что типично для конструкции корпуса морского деревянного судна. Палуба была покрыта сосновым настилом. Под полубаком размещались каюты экипажа и парусная кладовая. В носовой рубке размещались столовая команды, камбуз, санитарная каюта и резервная каюта. Среднюю рубку занимали учебный класс и отделенные от него проходами санузлы. На небольшом возвышении, напоминающем полуют, находились рулевая и штурманская рубки. Под главной палубой в нижних помещениях на платформе размещались столовые и жилые помещения курсантов, хозяйственные кладовые.

Карьера «Кодор»

Первоначально «Кодор» служил как грузовое судно для сбора рыбы с небольших балтийских рыболовецких судов и снабжения рыбаков в море. Служба была недолгой, парусник вскоре был передан Ленинградскому мореходному училищу, где его переоборудовали под учебное судно и заменили парусную оснастку с гафельной на бермудскую.

В период с 1957 по 1960 годы учебное судно «Кодор» совершило интересные рейсы по маршруту Антверпен — Архангельск — Берген — Висмар — Гдыня — Гент — Гетеборг — Гибралтар — Копенгаген — Лидс — Мурманск — Неаполь — Одесса — Нирей — Росток — Саутгемптон — Тронхейм — Тромсё - Фалмут. Начальником практики на «Кодоре» одно время (после выхода в запас) был контр-адмирал, Герой Советского Союза Николай Александрович Лунин — легендарный подводник, атаковавший знаменитый линкор «Тирпиц».

С курсантами на борту «Кодор» побывал в водах Атлантического океана и 11 морей. Командовал шхуной в это время известный яхтсмен капитан А. А. Аристов. На борту шхуны прошли практику около трех тысяч курсантов морских учебных заведений, ставших впоследствии морскими специалистами высокой квалификации.

Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят люди на берегу. Когда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль!» скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство».

Эта история знакома каждому с детства, не правда ли? Питерский праздник » Алые паруса» — единственное в мире торжество такого масштаба, посвященное выпускникам школ. С 1971 по 1979 год роль гриновского галиота «Секрет» исполнял герой этого рассказа — трехмачтовая бермудская шхуна «Кодор».

Перевоплощение «Кодора» в другие корабли стало третьей специализацией этой шхуны. Все смотрели приключенческий трехсерийный фильм по знаменитому роману «Остров сокровищ» 1982г. В этом фильме роль трехмачтовой шхуны «Испаньола» прекрасно сыграл «Кодор». Шхуну укомплектовали пушками, курсантов переодели в матросов и пиратов, вышли в море и начали снимать морские сцены. Интересный факт: когда снимали сцену в которой Джим в исполнении актера Феди Стукова «угонял» шхуну у пиратов необходимо было показать, как он управляет кораблем. А так как в рулевой рубке было много современного навигационного оборудования, которое нельзя было демонтировать, решили снять штурвал и разместить его на палубе. В то время как Джимми крутил ни к чему не прикрепленный штурвал (что хорошо видно на фотографии ниже) на палубе, капитан «Кодора» управлял шхуной с помощью разводного ключа.


«Кодор» на съемках фильма «Остров сокровищ»

Спустя несколько лет «Кодор» вновь появился на экранах — в многосерийном фильме «В поисках капитана Гранта» 1985 года в роли яхты «Дункан». Специально для фильма пришлось изменить таблички с названиями на носу и корме, поставить макеты пушек, добавить бутафорскую дымовую трубу, из которой, согласно легенде должен был валить дым. Перед трубой установили фальш-надстройку со штурвалом. Для этого пришлось демонтировать грота-гик и, как следствие, грот-мачта нигде в кадре не несёт парусного вооружения).

Последний раз в кино «Кодор» появился в роли китобойного судна «Пилигрим» в приключенческом художественном фильме «Капитан «Пилигрима»»1986г. по мотивам романа Жуля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Честно говоря мне кажется для данной роли «Кодор» не очень подходил, т. к. он слишком элегантен и изящен для брутального китобоя.

Последние годы жизни парусник провел в Азербайджане на Каспийском море, после того как в 1983 году «Кодор» преподнесли в дар бакинскому яхт-клубу.

Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет - фантастический «возраст» для деревянного судна, построенного с расчетом двадцатилетнего срока плавания!

В 1988 г. «Кодор» был переделан под плавучий ресторан. По воспоминаниям бакинцев, в этом «плавкабаке» был отличный рыбный стол.

Спустя одиннадцать лет в августе 1999 года «Кодор» сгорел, поставив в конце своего жизненного пути такую яркую точку. На ум приходят строки из песни А. Макаревича «Старый корабль»:

На берегу так оживленно, людно,
А у воды высится как мираж
Древний корабль, грозное чье-то судно,
Тешит зевак и украшает пляж.

Как не воюй, годы, увы, сильнее,
Как ни верти, время свое возьмет,
Сгнили борта и нет парусов на реях,
И никогда полный не дать вперед.

Зато любой войдет сюда за пятачок,
Чтоб в пушку затолкать бычок,
И в трюме посетить кафе и винный зал,
А также сняться на фоне морской волны,
С подругой, если нет жены,
Одной рукой обняв ее,
Другой обняв штурвал.

Был там и я, и, на толпу глазея,
С болью в душе понял я вещь одну,
Чтобы не стать этаким вот музеем,
В нужный момент лучше пойти ко дну.


Останки «Кодора»
Ответ на загадку

Почему финны называли «Кодор» и другие корабли построенные Финляндией для СССР после второй мировой войны «золотыми»?

Так как на Финляндию по итогам совецко-финской войны 1941-1944гг. налагалась контрибуция в размере 300 миллионов долларов золотом, корабли построенные в счет репарации финны называли «золотыми».

В качестве постскриптума

И в качестве постскриптума небольшая морская байка:

Однажды курсанты «Колора» во время занятий услышали яростные крики нашего руководителя практики, Героя Советского Союза, контр-адмирала Лунина Н.А. Все рванули на палубу. Оказалось, что капитан Аристов А.А. после купания в море повесил свои разноцветные плавки на реллинги возле своей каюты для просушки на солнце. Николай Александрович, идя в кают-компанию обедать и увидев такое безобразие на палубе, но не зная, что это плавки капитана, заорал: «Какая б…. развесила здесь флаги расцвечивания?». Не услышав ответа на свой вопрос, он схватил двумя пальцами плавки и бросил их за борт, повернулся и пошел в кают-компанию. В это время порыв ветра помог капитанским плавкам полететь не за борт, а в сторону нижней палубы, по которой буфетчик нес большую кастрюлю с борщом в кают-компанию. Дело в том, что на «Кодоре» камбуз находился на главной палубе с левого борта. Лифтов не было, и буфетчик носил с камбуза в кают-компанию и в столовую бачки и кастрюли с едой по палубе. Как уж там случилось, но плавки упали в кастрюлю с борщом, а буфетчик, зазевавшись, этого и не заметил, так как цвет плавок и борща не очень отличались по цвету. Когда же буфетчик достиг кают-компании, капитанские плавки, напитавшись наваристым борщом, вообще утонули.

Поставив кастрюлю перед капитаном, буфетчик пошел разносить борщ команде и курсантам в столовую. Капитан, несмотря на то, что имел право первого черпака, сказал: «Николай Александрович, вам — первое слово». Николай Александрович, как настоящий джентльмен, хотел передать черпак единственной женщине – Александре Васильевне Грудинко, вдруг вспомнил, что он Герой Советского Союза и к тому же контр-адмирал. А это значит, что все же первая ложка борща должна принадлежать ему по праву. Героям везде всё без очереди. Его рука медленно опустила черпак в кастрюлю. По морскому обычаю в кастрюле нужно все хорошо размешать, зачерпнуть со дна погуще, а уж затем доливать тарелку жидкостью.

Но что-то уж больно много гущи ухватилось в черпак, да еще что-то свисало, чуть ли не на 10 дюймов ниже черпака.
— Видимо, кок подбрюшье не порезал на куски, а целиком сварил, — сказала Александра Васильевна, Повезло вам, Николай Александрович.

– Ну, что же поделать? Раз повезло – будем есть, – ответил Николай Александрович, и взялся за нож.

Но сколько он не пытался порезать подбрюшье, оно не поддавалось. Тогда, Николай Александрович, видя безуспешность своих попыток поесть мясца, решил переложить его в пустую тарелку. И только тут все увидели, что это не свиное подбрюшье, а нечто иное – непонятное. Собрался консилиум во главе с капитаном. Все склонились над тарелкой…

— А не мои ли это плавки, вскрикнул капитан и рванул на палубу, к своей каюте.

Плавок на реллингах не было… Вот такая замечательная история, приключилась с плавками знаменитого капитана Аристова А.А. Все матросы и курсанты от смеху катались по палубе каждый раз, когда заходил разговор о плавках.

Источники и дополнительная информация
1. Сайт «Водный транспорт»
2. В.П. и П.С. Митрофановы «Учебные баркентины и шхуны послевоенной постройки». Журнал «Судостроение», 1986, №1, с.65
3. В.П. и П.С. Митрофановы «Школы под парусами». Л., 1989, с.179-181
4. И.Г. Шнейдер, Ю.Г. Белецкий. «Модели советских парусных судов». Л.,1990, с. 88
5. В.П. и П.С. Митрофановы «Учебные баркентины и шхуны послевоенной постройки». Журнал «Судостроение, 1986, №1, с.65.
6. Форум «Фалеристика»
7. Википедия
8. Владислав КРАПИВИН Фрегат «Звенящий». Роман-справочник
9. Как снимали «Остров сокровищ» http://dubikvit.livejournal.com
10. Cайт журнала «Катера и яхты»

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

После Первой мировой войны , когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.

Напишите отзыв о статье "Шхуна"

Литература

  • Ловягин Р. М. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шхуна

– Я, граф, из штаба. Слышали подвиг Раевского? – И офицер рассказал подробности Салтановского сражения, слышанные им в штабе.
Ростов, пожимаясь шеей, за которую затекала вода, курил трубку и слушал невнимательно, изредка поглядывая на молодого офицера Ильина, который жался около него. Офицер этот, шестнадцатилетний мальчик, недавно поступивший в полк, был теперь в отношении к Николаю тем, чем был Николай в отношении к Денисову семь лет тому назад. Ильин старался во всем подражать Ростову и, как женщина, был влюблен в него.
Офицер с двойными усами, Здржинский, рассказывал напыщенно о том, как Салтановская плотина была Фермопилами русских, как на этой плотине был совершен генералом Раевским поступок, достойный древности. Здржинский рассказывал поступок Раевского, который вывел на плотину своих двух сыновей под страшный огонь и с ними рядом пошел в атаку. Ростов слушал рассказ и не только ничего не говорил в подтверждение восторга Здржинского, но, напротив, имел вид человека, который стыдился того, что ему рассказывают, хотя и не намерен возражать. Ростов после Аустерлицкой и 1807 года кампаний знал по своему собственному опыту, что, рассказывая военные происшествия, всегда врут, как и сам он врал, рассказывая; во вторых, он имел настолько опытности, что знал, как все происходит на войне совсем не так, как мы можем воображать и рассказывать. И потому ему не нравился рассказ Здржинского, не нравился и сам Здржинский, который, с своими усами от щек, по своей привычке низко нагибался над лицом того, кому он рассказывал, и теснил его в тесном шалаше. Ростов молча смотрел на него. «Во первых, на плотине, которую атаковали, должна была быть, верно, такая путаница и теснота, что ежели Раевский и вывел своих сыновей, то это ни на кого не могло подействовать, кроме как человек на десять, которые были около самого его, – думал Ростов, – остальные и не могли видеть, как и с кем шел Раевский по плотине. Но и те, которые видели это, не могли очень воодушевиться, потому что что им было за дело до нежных родительских чувств Раевского, когда тут дело шло о собственной шкуре? Потом оттого, что возьмут или не возьмут Салтановскую плотину, не зависела судьба отечества, как нам описывают это про Фермопилы. И стало быть, зачем же было приносить такую жертву? И потом, зачем тут, на войне, мешать своих детей? Я бы не только Петю брата не повел бы, даже и Ильина, даже этого чужого мне, но доброго мальчика, постарался бы поставить куда нибудь под защиту», – продолжал думать Ростов, слушая Здржинского. Но он не сказал своих мыслей: он и на это уже имел опыт. Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нем. Так он и делал.
– Однако мочи нет, – сказал Ильин, замечавший, что Ростову не нравится разговор Здржинского. – И чулки, и рубашка, и под меня подтекло. Пойду искать приюта. Кажется, дождик полегче. – Ильин вышел, и Здржинский уехал.
Через пять минут Ильин, шлепая по грязи, прибежал к шалашу.
– Ура! Ростов, идем скорее. Нашел! Вот тут шагов двести корчма, уж туда забрались наши. Хоть посушимся, и Марья Генриховна там.
Марья Генриховна была жена полкового доктора, молодая, хорошенькая немка, на которой доктор женился в Польше. Доктор, или оттого, что не имел средств, или оттого, что не хотел первое время женитьбы разлучаться с молодой женой, возил ее везде за собой при гусарском полку, и ревность доктора сделалась обычным предметом шуток между гусарскими офицерами.
Ростов накинул плащ, кликнул за собой Лаврушку с вещами и пошел с Ильиным, где раскатываясь по грязи, где прямо шлепая под утихавшим дождем, в темноте вечера, изредка нарушаемой далекими молниями.
– Ростов, ты где?
– Здесь. Какова молния! – переговаривались они.

В покинутой корчме, перед которою стояла кибиточка доктора, уже было человек пять офицеров. Марья Генриховна, полная белокурая немочка в кофточке и ночном чепчике, сидела в переднем углу на широкой лавке. Муж ее, доктор, спал позади ее. Ростов с Ильиным, встреченные веселыми восклицаниями и хохотом, вошли в комнату.

Лучшие статьи по теме