Туристический портал
  • Главная
  • Индия
  • Воинская часть морской авиации кача. Военные аэродромы крыма. Аэродром Гвардейское - Сарабуз

Воинская часть морской авиации кача. Военные аэродромы крыма. Аэродром Гвардейское - Сарабуз

Кача по праву считается колыбелью русской авиации, именно здесь в на-чале 20-ого столетия находилась первая в России Авиационная школа летчи-ков. Создание школы имеет свою необыкновенную историю.

В 1905 году Россия потерпела поражение в русско-японской войне, ее флот был разбит, на его восстановление требовались средства. По ходатай-ству Великого князя Александра Михайловича, куратора флота, и с одобрения царя, начался сбор добровольных пожертвований Люди откликнулись и за короткий срок необходимая сумма была собрана. Так был восстановлен военно-морской флот России.

На оставшиеся деньги, а это-900000 золотых рублей, по приказу Николая 2 из Франции были выписаны первые, лучшие по тому времени, самолеты-моно и бипланы. Туда же, в школы Фармана, Блерио и Антуанет направили для обучения первых русских летчиков.

Так в начале XX века Севастополь, город у моря, стал взлетной полосой, уходящей в небо. Школа размещалась за городом на Куликовом поле, сейчас там проспект генерала Острякова, где находится мемориал "Мужеству, геро-изму авиаторов-черноморцев", открытый 28 марта 1981 года, где золотыми буквами написано: "За годы Великой Отечественной войны 16 летчиков Черноморья совершили 18 воздушных таранов, 61 летчику и штурману присвоено звание Героя Советского Союза"

24 ноября 1910 года в Севастополе на Куликовом поле состоялось откры-тие первой в России школы военных летчиков, в которой насчитывалось всего 10 самолетов: 4-"Фармана-4", 3-"Блерио", 2-"Антуанет", 1-"Соммер".

Впоследствии годовщину школы стали отмечать не по официальному дню ее открытия, а 21-ого ноября - по престольному празднику архистратига Михаила, объявленного Русской Православной церковью, покровителем авиации и российских летчиков.

Ефимов Михаил Никифорович - первый русский летчик (1881-1919). Из крестьян. В 1910 году окончил летную школу Фармана с дипломом № 31. С 1910 года - старший инструктор Севастопольской авиационной школы. Здесь впервые выполнил элементы высшего пилотажа - вираж, пикирование, спираль, планирование с выключенными моторами. В 1911 испытывал первый в мире ранцевый парашют. В годы Первой мировой войны - летчик истребитель. За героизм удостоен 4-х Георгиевских крестов и звание прапорщика.

Первыми начальниками Севастопольской авиационной школы были:

Кедрин В.Н. капитан 1 ранга с 1910г. по 1911г.

Одинцов С.И. полковник Генерального штаба с 1911г. по 1912г.

Князь Мурузи А.А. подполковник Генерального штаба с 1912г. по 1916г.

26 октября 1911 года в Ливадийском дворце Николай 2 принимает летчиков первого выпуска Севастопольской школы в количестве 24 человека и вручает им дипломы об окончании летной школы. Вместе с Великим князем Александ-ром Михайловичем царь поздравил каждого выпускника.


Вскоре аэродром на Куликовом поле стал тесен, появились новые самоле-ты. Подходящее поле для летной школы было найдено в 12 верстах от Севас-тополя вблизи долины реки Кача около деревни Мамашай (Орловка). Выбор места был одобрен высшими чинами военного ведомства России.

В 1914 году на аэродроме Качинской школы приземлился самолет, ведо-мый русским пилотом, автором "мертвой петли" - Нестеровым П.Н. Во время Первой Мировой войны, летчики, развивая Нестеровскую школу фигурного летания, освоили так называемый "штопор".


В период с 1910 года по 1917 год было подготовлено 609 летчиков.

После Великой Октябрьской революции 1917 года, весь личный состав школы переходит на сторону Советской власти и успешно участвует в борьбе против контрреволюции в Крыму. В 1917 году при Военно-революционном комитете было создано бюро комиссариата авиации и воздухоплавания.

В 1921 году авиаотряды, из которых была создана авиация Черноморско-го флота, принимали активное участие в разгроме белогвардейцев и ино-странных интервентов.

Из стен Качинской летной школы вышли замечательные летчики: Степанченко В.А., Юмашев А.Б., которые в 1929 году побили все мировые рекорды высоты, дальности и продолжительности полета. В 1936 году экипаж самолета АНТ-25 в составе Чкалова В.П. и двух воспитанников Качинского училища Байдукова Г.Ф. и Белякова А.В. совершил свой беспримерный перелет из Москвы на остров Удд, пробыв непрерывно в воздухе более 60-ти часов и пролетев без посадки более 10000 км. А вскоре тот же экипаж удивил мир новым подвигом, совершив за 63 часа беспосадочный перелет из Москвы в США.

Все человечество рукоплескало рекорду советских женщин - воспитанниц Качинской школы: П.Осипенко и В.Ломако, которые вместе со штурманом Н.Расковой совершили беспосадочный перелет из Севастополя в Архангельск. Первая советская военная летчица Кокорина Зинаида Петровна окончила школу в 1924 году и работала летчиком-инструктором, была начальником летной школы в городе Хабаровске.

А в сентябре 1938 года Полина Денисовна Осипенко, Валентина Гризоду-бова и Мария Раскова совершили беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на самолете "Родина". П.Д.Осипенко окончила школу в 30-х годах, одна из первых женщин, которой было присвоено звание Героя Совет-ского Союза.

Авторитет школы в то время был настолько высок, что руководители стра-ны, начиная с И.В.Сталина, посылали своих сыновей для летного обучения в Качинскую авиашколу. Именно в Каче учились летать сын И.В.Сталина-Васи-лий, 3 сына А.А.Микояна, сыновья Н.В.Фрунзе и др. В 1935 году школу посетил Буденный С.М., который дал высокую оценку Качинской летной школе.

В период создания полярной авиации в ее состав из ВВС ЧФ были направ-лены летчики и штурманы, среди них: Леваневский, Ляпидевский, Молоков, Доронин. 20 апреля 1934 года им было присвоено звание Героя Советского Союза, как участникам спасения пассажиров и команды ледокола "Челюскин".

В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратов-ской области.

В 1945 году она переименовывается в училище с местом распо-ложения в городе Сталинграде (Волгограде).

256 выпускников училища стали Героями Советского Союза, 150 - генералами, 7 - маршалами и 2-е - главными маршалами авиации, 12 выпускников - дважды Герои Советского Союза, а Покрышкин А.И. трижды Герой Советского Союза. Окончил школу в 1939 году. Совер-шил 550 боевых вылетов, сбил 59 вражеских самолетов, маршал авиации.

Здесь получили путевку в небо летчики-космонавты СССР В.А.Шаталов и В.Ф.Быковский.

Великая Отечественная война явилась тяжелым испытанием для совет-ского народа и его вооруженных сил. С первых дней войны на Каче базируется 8-ой истребительный авиационный полк, который с апреля 1942 года именует-ся 6-ой гвардейский. В боях за Крым сражаются 2 прославленных авиацион-ных полка - 6-ой Гвардейский истребительный дважды Краснознаменный Севастопольский полк и 11 Гвардейский истребительный дважды Краснозна-менный Николаевский полк.

В период обороны Крыма и Севастополя авиаци-ей Черноморского флота командовал генерал-майор Остряков Николай Алек-сеевич. За период его командования было уничтожено свыше 400 самолетов противника. 24 апреля 1942 года, во время налета немецкой авиации, Н.А. Остряков погиб при исполнении служебных обязанностей. Ему посмертно при-своено звание Героя Советского Союза, его именем назван проспект в г. Севастополе.

От рядового до генерала прошел свой боевой путь Воронов Владимир Иванович - заслуженный военный летчик СССР, Командующий ВВС Черно-морского флота, летчик-истребитель 6-го Гвардейского дважды Краснозна-менного Севастопольского авиаполка, генерал-полковник авиации в отставке. Вся его жизнь и служба связаны с авиацией Черноморского флота. Здесь он прошел трудный путь от лейтенанта до генерал-полковника, от рядового лет-чика до Командующего авиацией Черноморского флота.

В начале войны 11-м Гвардейским Николаевским полком командовал май-ор Павлов Н.З., геройски погибший в бою 23.09.1942 года. Этот полк в начале войны с аэродрома Херсонес прикрывал главную базу - Севастополь. Летчи-ки истребительного 11-ого авиаполка успешно решали поставленные боевые задачи. 8 августа 1941 года принимали боевое участие в уничтожении Черноводского моста через реку Дунай - важного объекта противника. Многие из них за эту операцию награждены орденом Ленина.

Бесстрашно сражался с врагом Герой Советского Союза летчик-истреби-тель Любимов Иван Степанович (в последствии командир 11 авиаполка, а затем командир 4 ИАД) "Наш второй Маресьев",- так называли его товарищи. Он летал и бил врага с протезом вместо ступни левой ноги. Сбил 9 самолетов. Его именем назван военный гарнизон и поселок Любимовка.

Редкий документ времен Великой Отечественной войны подарил Комнате Воинской Славы гарнизона Кача бывший Командующий морской авиацией ВМФ генерал-полковник Дейнека Владимир Григорьевич. Это Приказ Наркома Обороны СССР от 8 августа 1941 года за подписью Народного комиссара Обороны И.Сталина, в котором он поблагодарил экипажи самолетов, бомбивших Берлин в ночь с 6 на 7-ое августа.

Особое место в Комнате Воинской Славы принадлежит летчикам, совершившим воздушные тараны. 16 летчиков - Героев 6-го истребительного Севастопольского авиа-полка и 11 истребительного Николаевского авиаполка совершили воздушные тараны, а двое из них - Иванов Я.Н. и Борисов М.А. совершили по 2 воздуш-ных тарана. (Борисов М.А. совершил 2 воздушных тарана в одном вылете).

В парке на аллее Героев находится памятник Героям Советского Союза, совершившим воздушные тараны.

"Их имена и подвиги будут сиять в веках".

Золотыми буквами написаны имена Героев: Берешвили И.С., Борисов М.А., Воловодов Б.Н., Грек В.Ф.. Зиновьев И.К., Иванов Я.М., Калинин В.А., Карасев С.С., Катров А.И., Мухин С.С., Рыжов Е.М., Савва Н.И., Севрюков Л.И., Черевко Б.Г., Чернопащенко В.Е., Шапошников Ф.Д.

После окончания ВОВ полки расформировываются.

В начале 1947 года на Качу перебазируется 11 Гвардейский дважды Крас-нознаменный Николаевский истребительный полк. (до 31 мая 1943 г. бывший 32-ой авиаполк).

20 октября 1947 года при-казом Министра ВМФ была создана авиационно-техническая база в/ч 49311 с центром базирования на Каче.

Формирование в/ч 45646 (вертолетный полк) началось в 1958 году, но юбилейной датой считается 1 ноября 1954 года - день создания отдельной эскадрильи вертолетов МИ-4. В мае 1960 года на Качу с аэродрома Херсонес -перебазируется вертолетный полк в/ч 45646.

С осени 1960 года на Каче базируется отдельный транспорт-ный полк в/ч 87381. А с 1996 года реорганизован в отдель-ный смешанный авиационный полк в/ч 49252.



В 1965 году в честь 20-летия Победы у Дома офицеров были торжествен-но открыты парк и аллея Героев, где установлены бюсты 26 Героев Совет-ского Союза летчиков-черноморцев. Изготовили бюсты шефы - студенты Киевского художественного института. В день Победы - 9 Мая возлагаются цветы Героям Советского Союза.

21 ноября 2012 года Качинский гарнизон отметит 100-летие со дня образования.

Качинский гарнизон гордится славными боевыми традициями первой авиационной школы летчиков, которая по праву считается- колыбелью русской авиации!

Своим появлением обязан основанию первой в царской России авиационной школы. Вся история поселка связана с историей развития отечественной авиации.

В 1910 г. по инициативе Великого князи Александра Романова, на средства от добровольных пожертвовании граждан была открыта первая в Российской империи школа военных летчиков. 24 ноября 1910 года состоялась ее открытие на аэродроме «Куликово поле» вблизи города Севастополя. На тот момент школа насчитывала 8 самолетов: 2 биплана «Фарман-IV», 3 моноплана «Блерио-XI», 1 биплан «Соммер» и 2 моноплана «Антуаниет». Мощность двигателей колебалась от 40 до 50 лошадиных сил, а скорость едва достигала 70 км/час .

Вскоре аэродром на Куликовом поле стал тесен, появились новые самолеты. Подходящее поле для летной школы было найдено в 12 верстах от Севастополя вблизи долины реки Кача около деревни Мамашай (Орловка). 21 ноября 1912 г. авиашкола была переведена с Куликова поля к устью речки Кача и у школы на месте хутора Александро-Михайловского начал расти поселок Кача. Эта дата считается днем образования поселка.

Единственная в то время школа имела авиамастерские, кирпичные ангары для 100 самолетов, большой полевой аэродром. В авиашколе готовили 150–200 летчиков в год.

Об успехах в подготовке отечественных летных кадров свидетельствуют факты. К примеру, выпускники Качннской авиашколы разработали первую в мире инструкцию по боевому применению авиации. Первыми они использовали аэропланы для фоторазведки, полетов нал морем, выполнили новые фигуры высшего пилотажа - «штопор» и «мертвая петля».

Летная школа находилась в поселке до 1441 года. Из ее стен вышли многие прославленные летчики, среди который А. И. Покрышкин, П. Д. Осипенко, Г. Ф. Байдуков, Б. Ф. Сафонов и многие другие. В июне 1941 года Качинская школа эвакуируется в Красный Кут Саратовской области. В 1945 году она переименовывается в училище с местом расположения в городе Сталинграде (Волгограде).

В годы Великой Отечественной войны село находилось я зоне активных боевых действий. Черноморские авиаторы громили захватчиков в небе Крыма и Кубани, Румынии и Чехословакии. Их имена - среди спасателей-челюскинцев, защитников Испании и Халхин-Гола, покорителей мировых рекордов дальности и высоты полетов. С первых дней войны на Каче базируется 8- ой истребительный авиационный полк, который с апреля 1942 года именуется 6-ой гвардейский. В 1944 году этот полк именуется как гвардейский истребительный дважды Краснознаменный Севастопольский авиационный полк.

После Великой Отечественной войны с 1947 года по 1960 год на Каче базируется 4-я истребительная авиационная дивизия. В мае 1960 года на Качу с аэродрома Херсонес перебазируется 872 авиационный полк. А с осени 1960 года здесь же на Каче базируется отдельный транспортный полк. Эти две основные авиационные части, а также части обеспечения базируются на аэродроме Кача и в настоящее время.

На фронтах Великой Отечественной войны боролось 155 жителей Качи, из них 115 - награждены орденами и медалями, 41 - погиб смертью храбрых.

Инструкторами в школе были известные в годы развития отечественной авиации летчики М. Ефимов, М. Комаров, Е. Руднев, М. Зеленский, Г. Пиотровский, покоритель штопора К. Арнеулов и другие.

Посетил Качу в 1914 г. мастер «мертвой петли» Петр Николаевич Нестеров.

Среди выпускников Качинской школы летчиков есть маршалы авиации, более 170 генералов. Герои Советского Союза: трижды - Александр Покрышкин, дважды - 12 человек и 284 - Герои Советского Союза.

Рядом с аэродромом вырос жилой городок. Появились штабы, служебные ДОСы (дома офицерского состава), казармы и жилье в частном секторе.

В названиях тенистых улиц поселка - героическая летопись зарождения и развития авиации СССР: набережная имени Валерии Чкалова, улицы Петра Нестерова, Николая Гастелло, Марины Расковой,. Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко, Ивана Кожедуба, Александра Покрышкина.

В памятниках и на Аллее Героев увековечены имена авиаторов, посвятивших себя небу, отдавших жизнь в борьбе с врагами.

История аэродромов Крыма

Первые аэродромы в Крыму появились ещё до первой мировой войны. А затем эти сооружения, преимущественно военного назначения, стали плодиться, как грибы. Этому способствовали благоприятные погодные условия Крыма и его географическое положение. К Великой Отечественной войне их было уже несколько десятков, Крым даже называли «непотопляемым авианосцем». После войны развитие авиации потребовало длинных бетонных взлётно-посадочных полос. Это вынудило сократить количество аэродромов, зато увеличить их размеры. Массовыми стали пассажирские авиаперевозки. В числе пассажиров были и руководители СССР, что благоприятно влияло на развитие аэродромного хозяйства. Более того, в Крыму построили запасную посадочную полосу для космического корабля многоразового использования «Буран». С переходом под юрисдикцию Украины крымское воздушное пространство в значительной мере опустело, соответственно оказались заброшенными и ряд «причалов».

Что же теперь осталось от былого великолепия?

1. Аэропорт Бельбек.
2. Аэродром Кача.
3. Аэродром «Южный» на Херсонесе.
4. Аэродром Нитка.
5. Аэродром Евпатория.
6. Аэродром Донузлав.
7. Аэропорт Симферополь.
8. Аэродром Гвардейское.
9. Аэродром Октябрьское.
10. Аэродром Веселое.
11. Аэродром Джанкой.
12. Аэродром Карагоз.
13. Аэродром «Северный» - Кировское.
14. Аэродром Багерово.
15. Аэропорт Керчь.
16. Аэродром «Заводское»
17. Вертодромы за Приморским.

Был ещё большой военный аэродром рядом с Крымом в Геническе. Сейчас его ВПП разобрали на бетонные плиты. Из них сделана, в частности, дорога от Геническа до Стрелкового на географически относящейся к Крыму територии.

Заметим, что Черноморскому Флоту России принадлежат только два аэродрома, в Каче и Гвардейском. А пассажирскими перевозками занимается главный Симферопольский и иногда Бельбек.

Когда-то был небольшой аэродром даже на Ай-Петри в районе «шаров», в с 50х до середины 70х годов. Но сейчас там точно ничего не летает.

Кстати, в советское время в Крыму были грунтовые гражданские аэродромы для местных перевозок и сельскохозяйственной авиации в Нижнегорском, Керчи, Ленино, Золотом Поле, Кировском, Советском, Раздольном, Межводном и даже в Судаке. Они громко именовались «аэропортами». В основном из них летали на АН-2 с пассажирами в Симферополь на аэродром «Заводское». Билет на АН-2 (вместимость 12 пассажиров) из Нижнегорского до Симферополя стоил в 80-х годах 3 рубля. А до пустынного пляжа на Арабатской стрелке - 2 рубля. Столько же, сколько 5 литров бензина АИ-93, обед в дешёвой столовой и меньше, чем четвертушка водки… Говорят, был даже аэродром на косе Тузла, откуда выполнялись пассажирские рейсы в Керчь. Недолгое время в 60-х существовало «вертолётное такси» из Симферополя в Ялту на вертолётную площадку. Эта площадка хорошо видна с Ялтинской объездной и цела и сейчас.

Аэродром Октябрьское

Название ж\д станции-Элеваторная;аэродром 1 категории, ВПП и РД были капитально отремонтированны в конце 70-х, после чего на этом аэродроме стало возможно принимать самолёты любых типов без ограничения по весу летательных аппаратов, вплоть до «Бурана».943 МРАП входил во 2-ю МРАД:3″братских»полка дивизии базировались на ас Гвардейское-там же управление дивизии, а.с. Весёлое, а.с. Октябрьское. 943 МРАП первым в Авиации ВМФ СССР переучился и начал эксплуатировать ТУ-22 М2,3. Последний военный лётчик в Советском Союзе, которому было присвоенно звание»Заслуженный военный лётчик СССР» был командир этого полка.Полк был расформирован в 1996 году.

Аэродром Гвардейское - Сарабуз

Сарабуз - это небольшая железнодорожная станция - развилка в 18 км от Симферополя. Одна ветка дороги ведёт прямо на север, на Джанкой и далее - на Перекоп, а вторая - на Саки и Евпаторию, крупнейший лечебный центр Крыма. Почти на самой развилке, на большом холме размещались два посёлка - Спат и Шунук. В одном жили немцы-менониты, переселившиеся сюда ещё при Екатерине, а в другом обитали в основном русские. На окраине, на скалистых склонах прилепились татарские домики. Совсем, рядом - большой аэродром, на котором ни днём, ни ночью не смолкал рёв моторов новейших тогда истребителей И-15, И-16 и скоростных двухмоторных бомбардировщиков СБ. Они с оглушительным рёвом проносились над домами, как будто старались прибить кипевшие в них националистические страсти. А они были нешуточными…….

К исходу 07.05.1942 г. советская авиаразведка обнаружила на аэродроме Сарабуз до ста самолетов противника. 103 шап (15 уаг) было приказано нанести по нему бомбардировочно-штурмовой удар. Задача предстояла сложная: со своего аэродрома Багерово надо лететь на предельный радиус действий «илов», что не допускало никакого отклонения от курса; большая часть пути проходила над территорией, занятой противником; половина маршрута - над морем, а это сильно затрудняло пилотирование и ведение ориентировки. Чтобы застать на аэродроме все , придется взлетать в темноте.

Командир полка П.И.Мироненко решил возглавить этот вылет. Перед рассветом 8 мая взлетели 10 тяжелогруженных Ил-2. Заместителем командира шел А.П.Буханов, вторую пятерку вел С.Попов. Весь маршрут командир шел на предельно малой высоте. Подлетая к цели, Мироненко «горкой» набрал высоту. Летчики увидели на старте около 80 бомбардировщиков, стоявших крыло в крыло с работающими моторами, готовых к взлету. Но ни одному не удалось подняться.

С задания не вернулся лейтенант Г.Д.Угольников, он был сбит прямо над аэродромом. Но за его смерть товарищи отплатили сполна: на следующий день партизанская разведка сообщила, что уничтожено 38 бомбардировщиков и 41 немецкий летчик.

Аэродром Южный

Аэродром Южный находиться на мысе Херсонес. Военный и видимо секретный объект, информации про него практически нет

Аэродром Бельбек

Международный аэропорт Бельбек обслуживает город Севастополь и другие города Крыма. Создан на основе одноимённого военного аэродрома. Назван аэропорт в честь реки Бельбек, протекающей на юго-западе Крыма. Находится на берегу моря, на Северной стороне Севастополя.

Аэродром возник в июне 1941-го года, после начала войны на нём размещался военный истребительный авиаполк. Изначально грунтовый, после войны получил бетонную взлётно-посадочную полосу, но оставался исключительно военно-истребительным аэродромом. Во второй половине 1980-х, после прихода к власти М. С. Горбачёва, полоса была значительно увеличена и улучшена, так как аэродром использовался им при следовании на президентскую дачу в Форос. Именно это впоследствии позволило использовать аэродром в гражданских целях.

В декабре 2002 года аэропорт получил лицензию и на международные авиаперевозки.

С 2002 по 2007 годы было осуществлено около 4 тыс. авиарейсов, перевезено около 50 тыс. пассажиров. В 2007 году полеты гражданских воздушных судов на аэродроме были временно приостановлены, в связи с отказом Министерства обороны Украины продлить договор о совместном использовании аэродрома.

Весной 2010 года Севастопольская городская администрация объявила о возобновлении работы аэропорта. 30 мая 2010 года состоялось торжественное открытие «Бельбека».

Военное использование аэродрома продолжается по сей день, на нём базируется истребительный авиаполк. В 1990-х гг. самолёты Су-15ТМ были заменены на Су-27, а в настоящее время используются преимущественно МИГ-29, также есть возможность арендовать частный самолет.

Аэропорт Бельбек имеет взлётно-посадочную полосу размерами 3007×48 м. класса Б, предназначена для приёма воздушных судов всех типов. Максимальный взлетный вес воздушного судна неограничен. Классификационное число покрытия - 34/R/A/X/T. Магнитный курс посадки составляет 065/245. Светосигнальное оборудование - «Луч-2МУ».

Аэропорт находится в 2.5 километрах от транспортной развязки «Симферополь - Севастополь/Ялта - аэропорт „Бельбек"», близ села Фруктовое, на территориальной громаде Нахимовского района. Расстояние до южной части Севастополя составляет 25 километров, до площади Захарова (главная площадь Северной стороны) - 9 километров, до Симферополя - 50 километров, до Ялты - 95 километров.

В Украине, в Крыму, недалеко от Севастополя, в поселке Кача (ударение на первое А) несут службу самолеты-амфибии Бе-12, военно-транспортные самолеты АН-26, поисково-спасательные вертолеты КА-27ПС и противолодочные КА-27ПЛ. Несмотря на то, что многим самолетам уже почти по 40 лет, они ежедневно готовы выполнить боевые задачи на Черном море.

Благодаря моему читателю valkad , мне удалось посидеть за штурвалами этих удивительных машин, полазить по салону, поразглядывать тумблеры и приборы, посетить комнату воинской славы. А еще мне разрешили все сфотографировать...

2.

Первым делом мы посетили Комнату воинской славы - небольшой музей в Доме Офицеров, рассказывающий об истории создания базы:

3.

Началось все еще в царской России. Обратите внимание на форму летчиков первого выпуска. У каждого она своя, так как летную форму тогда еще не придумали и первых летчиков набирали из разных родов войск:

4.

5.

6.

7.

Перед Домом Офицеров (ДОФ) разбит парк с бюстами героям нашей страны:

8.

9.

Осмотр летной техники мы начали с самолета-амфибии 71-го года постройки Бе-12 :

10.

Он предназначен для обнаружения подводных лодок и выполнения спасательных операций на море. Раньше он носил ядерные заряды оперативно-тактического назначения.

Управляют самолетом 4 человека: 2 летчика, штурман и радист. В самом носу самолета сидит штурман. У него самое просторное место:

11.

Для обнаружения подлодок у штурмана есть радиолокатор:

12.

13.

14.

15.

16.

Рядом со штурманским креслом к стенке пристегнут якорь. В самолете он смотрится инородным телом:

А это "взгляд" на штурманское кресло из носа самолета. Над дверью видны педали летчиков. Они сидят как-бы на втором этаже:

Залезть сюда сложно, и с первого раза с двумя фотоаппаратами в руках у меня это не вышло:

19.

20.

Все кресла оборудованы парашютом и катапультой. Потолок легко съезжает в сторону, и можно высунуться наружу:

21.

22.

Ходить по самолету в полете практически невозможно. По нему и на земле-то сложно передвигаться, не задевая постоянно острые углы:

23.

Ощущение такое, как будто находишься не в самолете, а в подводной лодке:

24.

Место радиста в хвосте самолета:

25.

Бе-12 может не только находить подлодки, но и спасать людей. Для "спасенного" в одном из отсеков предусмотрен гамак:

26.

То, что Бе-12 является амфибией, накладывало отпечаток на особенности взлета и посадки. Обычно они проводились с бетонной ВПП, т.к. самолеты базировались на берегу. Посадка на воду проводилась не менее одного раза в месяц. Эти полеты были связаны с определенной долей опасности. Летчики, постоянно работающие с суши, могли по привычке перед посадкой на воду выпустить шасси. Если бы представить себе такой случай, то результаты его были бы плачевны. Шасси бы вырвало при ударе о воду со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не знаю, был ли в ВМФ такой случай, но разговоров по этому поводу перед полетами на воду было очень много. После продолжительных посадок на воду (при ремонте полосы, например) возникала опасность посадки на бетонку с убранными шасси. Вот такой случай в 70-е годы в этой эскадрильи произошел. После касания самолет стесал первый редан и потом остановился, накренившись на бок. Можно представить, какие чувства при этом испытал штурман. Самолет после этого восстановили в ТЭЧ части, и он продолжал летать.

Рядом с Бе-12 стоят военно-транспортные самолеты АН-26 . Они используются для перевозки грузов и десанта:

27.

На пилоны самолета подвешены ориентирные морские авиабомбы ОМАБ-25 Д и Н (день - ночь соответственно). Внутри них находится краска. В случае обнаружения людей, летательных аппаратов, терпящих бедствие судов, самолет сбрасывает их в воду, и на поверхности образуется зеленое пятно днем, а ночью факел, по которому наводятся летательные аппараты и спасательные суда:

28.

В хвостовой части самолета находится рампа, по ней при погрузке внутрь грузового салона может заехать даже УАЗик:

29.

Штурманское место:

34.

Кача - это не только самолеты, но и вертолеты. Правда, расскажу я о них уже в следующем посте. Stay Tuned!

Лучшие статьи по теме